Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Совсем не горько. "Тело Гектора" в Театре им. Ленсовета

Ольга Комок,- Деловой Петербург, 18 мая 2018

Театр им. Ленсовета продолжает питаться плодами трудов, идей и репертуарных решений своего, увы, бывшего художественного руководителя Юрия Бутусова. На малой сцене состоялась очередная премьера его протеже, на этот раз Аси Волошиной: "Тело Гектора" она написала, кажется, специально для театра.

Госпожу Волошину в последние годы язык не поворачивается называть молодым драматургом, настолько на слуху в театральном мире ее имя. Ожидаешь от нее, пожалуй, даже слишком многого. Крепкой работы ждешь и от ее альянса (уже не первого) с молодым режиссером Евгенией Богинской — ученицей Вениамина Фильштинского, соратницей вольной труппы "Этюд–театр", неутомимо выпускающей по несколько спектаклей в год в Петербурге, Хабаровске, Германии или Польше.

Имена ленсоветовских корифеев Анны Алексахиной и Александра Новикова в программке гарантируют игру с большой буквы и на высокой ноте. И даже жанр, обозначенный как "горькая интеллектуальная комедия", вызывает скорее любопытство, чем опаску. "Бульварному" театру об отношениях и чувствах взрослых людей давно пригодилось бы новое слово, так почему ему не прозвучать прямо сейчас?

"Тело Гектора" сложено по современным канонам, то бишь нелинейно и невпопад. Части этого тела перемешаны в произвольном порядке. Сновидческий абсурд сменяется приземленным бытовым диалогом, пронзительная исповедь оказывается заученной цитатой, каскад загадочных прорицаний соседствует с банальной неприязнью к "Инстаграму". Сюжетные виражи переворачивают и без того шаткую конструкцию любовного (любовного ли?) треугольника с ног на голову и с боку на бок. Зритель остается в хорошо спланированном недоумении: следует ли то, что ему говорят сейчас, из того, что говорили минуту назад, где правда и что же случилось на самом деле?

Гендерное распределение ролей тоже вполне актуально. В центре — сорокалетний герой–неудачник, задумавший самоубийство. Оно не осуществится, так что мы не боимся Роскомнадзора и вполне можем назвать его орудия, тем более что резиновая камера от Камаза и камень с дыркой играют заметную роль в постановке. Собственно, они–то и отвечают за комедию, все остальное дуракаваляние в пьесе не назовешь особенно забавным. Герой наш — не больно–то герой, не Гектор, прямо скажем. Да и тело не его — а тайфуна, о котором вам все расскажут персонажи. Правит бал здесь отнюдь не он, а его случайная соседка по приморскому отелю (то ли ровесница, то ли десятилетием старше): она оборачивается истинным Мефистофелем, играет с ним как светская львица с мышкой, подсовывает доморощенному Фаусту местную Маргариту…

 

Тут печальная повесть о кризисе среднего возраста превращается в конфликт отцов и детей. Ну а звездный дуэт Александра Новикова и Анны Алексахиной уступает место бенефису молодой артистки театра (и ученицы Алексахиной) Анны Жмаевой. Актриса азартно играет в документальную искренность, старательно копирует просторечное арго провинциалки, ей уделено, кажется, больше всего сценического времени и — несомненно — режиссерского внимания. А еще она великолепно поет пост–блюзовые речитативы под аккомпанемент изысканной виолы да гамба в руках Олюшки Тихой.

Все бы хорошо, да вот вопрос: зачем нужна старинная виола, если на ней всю дорогу играть как на современной гитаре? Три скрежещущих взмаха смычком еще не оправдывают использование именно этого редкого и сложного инструмента.

Тот же вопрос назревает ко всем прочим частям "Тела Гектора". Зачем технологические кунштюки с лайв–видео, подзвученным гравием и плывущими по экрану строчками текста пьесы, если они не добавляют собственных смыслов к происходящему на сцене? Зачем сюжетная "расчлененка" и словесная эквилибристика, раз она нисколько не сказывается на самих персонажах? Зачем это старательное, через весь спектакль, ожидание урагана под названием "Тело Гектора", когда между героями бушует разве что буря в стакане воды? Никто тут не умирает — ни от тоски, ни от любви, ни даже от любопытства. История об отношениях и чувствах взрослых людей получилась не слишком комичной и совсем не горькой. Собрались, мило поговорили — хороший бульварный театр, любо–дорого посмотреть. К тому же совсем уж раскрыть интригу спектакля я, кажется, еще не успела.

КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗЫ

10 мая на Камерной сцене состоялась премьера моноспектакля Марка Овчинникова по «Колымским рассказам» Варлама Шаламова. Следующий показ - 30 мая, начало в 14 часов.

ПЕРЕНОС СПЕКТАКЛЯ

Уважаемые зрители! Назначенный на 20 мая спектакль «Бунин. Он, она...» переносится на 6 июня, начало в 19:30. Приносим извинения за доставленные неудобства!

Подробнее

ИЗМЕНЕНИЯ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! Обращаем ваше внимание, что в Афише мая произошли изменения. Приносим извинения за доставленные неудобства!

Подробнее

ЗАМЕНА СПЕКТАКЛЯ

Уважаемые зрители! Вместо назначенного на 16 мая спектакля «Странствия Нильса» состоится спектакль «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», начало в 11.00. Приносим извинения за доставленные неудобства!

Подробнее

ПЕРЕНОС СПЕКТАКЛЯ

Уважаемые зрители! Обращаем ваше внимание, что назначенный на 6 мая спектакль «Двое на качелях» переносится на 23 июня, начало в 19:00. Приносим свои извинения за доставленные неудобства!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland Культура Питер ФМ Национальный проект Культура
Портал единой карты петербуржца Национальный проект Культура Наденьте маску Госпочта
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр