Top.Mail.Ru

Сергей Мигицко: «Театральный актер никогда не скучает»

Екатерина Мартынова ,- «Инфоскоп» 2010, октябрь

Народный артист России Сергей Мигицко о своем отношении к молодому поколению актеров и о премьере в Театре имени Ленсовета.


- Интересно вам работать с молодым поколением актеров? Существует ли разница между современными молодыми актерами и актерской молодежью десятилетие назад?

Молодой художник меня сильно привлекает, потому что молодой - значит энергичный, эмоциональный, современный. У молодых ребят свое видение, свои вопросы, свои взгляды на искусство, и мне это чрезвычайно интересно.

Я очень хорошо помню, когда мы были молодыми, мы были другими, и в этом нет ничего удивительного, ведь это было совершенно другое время.

В 1998 году я был приглашен Олегом Евгеньевичем Меньшиковым в Москву, где он ставил «Горе от ума» и доверил тогда целый ряд ролей молодым актерам, и, поверьте, работать с такими ребятами было очень интересно. Атмосфера в спектакле была незабываемой.

Совсем недавно я снимался в картине «Видримасгор». Режиссировала картину дебютант Яна Поляруш. Уже к сегодняшнему дню фильм получил немало серьезных наград на кинофестивалях, а весной должен выйти на большие экраны. Молодая команда создателей картины задавала очень высокий ритм, при этом провозглашая серьезнейшее отношение к делу и показывая высокий профессионализм.

Кстати, недавно я снялся в картине о молодежи режиссера Игоря Каленова «Клуб счастья». У меня было всего несколько съемочных дней, но я получил огромное удовольствие от съемок.

- Что нового привносят в ваш театр молодые режиссеры?

- Молодых режиссеров нужно уважать, к ним нужно прислушиваться, за ними будущее. Наш театр всегда активно работал с молодыми режиссерами. Сегодня с успехом идут два спектакля Василия Сенина - «На всякого мудреца довольно простоты» и «Заповедник», а также спектакль Андрея Прикотенко «Чеховъ. Водевиль». На мой взгляд, это очень серьезные работы, наполненные великолепным актерским мастерством. Не забывайте, что и «Дракона» ставит совсем молодой режиссер Андрей Корионов.

У нас готовится и еще одна премьера, которая намечена на начало ноября, это будет спектакль «Я боюсь любви» по пьесе Елены Исаевой в постановке молодого режиссера Марии Романовой.

Сейчас в театрах происходят изменения: все стремятся снабдить свои сцены самым современным оборудованием. Все крутится, вертится - полная автоматизация всего...

Очень хорошо! Театр должен дышать. Зритель приходит в театр получить не только удовольствие от актерской игры, но и восхититься оформлением и костюмами.

Я знал некоторые спектакли, когда открывался занавес, и зрители сразу же аплодировали тому, что они увидели за ним. Это достойно! Если есть возможность, если есть средства, пускай вертится, крутится, зажигается, пускай будет такой театр мечты.

Но при этом внешний антураж не должен закрывать актера. Главным на сцене должен быть его величество Артист.


- В новом спектакле, премьера которого состоится в середине октября, вы исполните роль Дракона по замечательному произведению Евгения Шварца. Как дается роль? Есть ли творческие заимствования у фильма Марка Захарова?

Я пока не знаю, куда мы вырулим. Но не думаю, что мы пересечемся с кинофильмом в постановке Марка Анатольевича Захарова «Убить дракона». Нет, мы идем другим путем.

Мой учитель Игорь Владимиров говорил нам, что, играя отрицательного героя, надо подмечать в нем и положительные качества, тогда персонаж получается более объемным. Вот и мне хочется сыграть человека умного, тонкого, хорошо разбирающегося во всех видах искусства, воспитанного, начитанного, обаятельного - вот таким сыграть Дракона, и при этом он еще и летает. Очень много движения будет в этом спектакле, музыки. С нами занимаются хореографы, режиссеры по пластике. К слову, наряду с опытными мастерами, такими как Евгений Филатов, который играет Шарлеманя, Александром Сулимовым, играющим Бургомистра, и Сергеем Кудрявцевым в роли Садовника, в постановке очень активно будет представлена молодежь: Ланцелота играет Сергей Перегудов, Эльзу - Дарья Циберкина, Генриха - Роман Кочержевский и Роман Баранов, роль Кота исполнит Олег Абалян. Есть еще в пьесе и Осел в исполнении известного петербургскому зрителю актера Олега Андреева. Между прочим, я играл Осла в «Бременских музыкантах» больше 20 лет. Кроме них вы увидите на сцене почти всех молодых артистов нашей труппы, у которых роли хоть и небольшие, но очень значимые. И вместе нам предстоит разгадать, почему Дракон смог безнаказанно творить с народом в этом городе все, что ему вздумается.

- А вы свободный человек?

- Я свободный человек. Я стараюсь делать то, что хочу. Я не сильно свободен в плане того, что я работаю в репертуарном театре, но я не считаю это недостатком. Артист, который работает в театре, находится в состоянии тренинга. Он двигается, он не скучает: сегодня спектакль, завтра спектакль, послезавтра репетиция... Я много лет работаю в репертуарном театре, и мне нравится.


- А к антрепризе какое отношение: к хорошей - хорошее, к плохой - плохое?

Для меня не существует слова «антреприза», для меня существует слово «театр». Я сейчас играю в двух спектаклях - это «Интимная жизнь» в постановке Олега Левакова, с прекрасными партнерами Михаилом Боярским, Ларисой Луппиан и Анной Алексахиной, и «Пижама на шестерых» театрального центра «На Коломенской» в постановке Семена Спивака. Хочу сказать, что и «Интимная жизнь», и «Пижама на шестерых» - это очень хорошие постановки. Оговорюсь, что спектаклю «Интимная жизнь» уже 16 лет, а это кое-что значит.

- Есть не сыгранные роли, которые хотели бы сыграть?

- Действительно, есть не сыгранные роли, и очень хочется их сыграть. Но что говорить о мечте!? Вот когда она близка будет к осуществлению, я обязательно расскажу; выделить одну не могу.

- В творчестве постоянно возникает вопрос соотношения свободы и зависимости от режиссера, пьесы. Существуют ли рамки, ограничивающие вашу творческую свободу?

Я не могу жаловаться - у меня с режиссерами всегда ровные отношения. Мы приходим к общему знаменателю в итоге: я всегда прислушиваюсь к мнению режиссера, а режиссер всегда внимательно слушает меня.


- Известно, что театральный актер и киноактер - две разные профессии. В какой вы себе больше нравитесь?

- Мне не просто даются мои роли. Я в кино не такой частый гость, больше работаю в театре, но и там и там очень интересно. Еще Станиславский говорил: «Нет маленьких ролей - есть маленькие артисты». Вспоминая своего учителя Игоря Владимирова, который с первого курса театрального института учил нас любить даже самые маленькие роли, я пришел к выводу, что любая роль требует колоссальной отдачи, затраты сил и энергии, независимо от того, театр это или кино. Я прошел школу всех объемов: начинал с малюсеньких ролей, практически без слов, в эпизодах. Но всегда стараюсь даже в таком случае сделать что-то необычное, а не просто выйти на сцену.

- Как вам удается восстанавливаться за столь короткие сроки - от одной актерской работы до другой?

- У меня очень простой рецепт: спорт и бассейн - это моя отдушина. Я стараюсь не пропускать занятия. Очень люблю гулять на свежем воздухе. Люблю ездить за город: Дюны, Сестрорецк, Зеленогорск, Репино, Комарово. К сожалению, не так часто удается выбираться.


Блиц для Сергея Мигицко:


- Русские люди...
.
Хорошие люди.

 

- Сцена...

Счастье. Это особое место. Не зря говорят артисты: болел зуб - вышел на сцену, и зуб прошел.

Я очень люблю этот прямоугольник. Если спектакль получается, то даже не хочется уходить со сцены. Вот какая история. Она объединяет, лечит, дает надежду - вот что такое сцена.

 

- Зрительный зал...

Друг. Зрительный зал - это люди, для которых мы работаем. Артист не может выйти и дать жару на пустой зал, он не может играть для пустоты. Люди пришли смотреть на тебя, значит, их нельзя разочаровывать. Если мы сегодня отлично сыграем, то с этой минуты мы будем их друзьями.

 

- Фонтанка...

Прекрасное место для прогулки. Я вообще очень люблю набережные. Когда приехал в Питер в 70-е годы, я был в восторге от того, как много здесь воды. Я люблю гулять по Фонтанке, когда машин мало, по вечерам, по ночам или в выходные. Очень люблю Фонтанку и здания, которые ее окружают.

 

- Режиссер...

Режиссер - это друг, энциклопедия, коллега. Это человек, к которому всегда можно обратиться, который должен подхватывать, помогать, отсеивать, сортировать. Это капитан в спектакле.

 

- Журналист...

К профессии журналист я отношусь с уважением, особенно если журналист хорошо подготовился к встрече и смог тебя расположить. Хочу признаться, что когда-то в школе я

выпускал стенгазету и получал от этого огромное удовольствие.

 

- Путешествие...

Открывать для себя новое.

 

- Хобби...

Футбол в качестве зрителя и игрока.

 

- Песня...

Я с детства люблю петь. Я знаю много песен, и всегда какие-то сцены спектакля и какие-то моменты на сцене у меня ассоциируются с песнями. Вот почему я так часто пою на сцене. Песня нужна для души, для настроения.

Беседовала Екатерина Мартынова