Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Прирождённые убийцы

Людмила РОМАНОВА,- Коммуна, 18.06.2018

 

VIII Платоновский фестиваль искусств | Свой спектакль по Шекспиру Юрий Бутусов назвал «Макбет.Кино»

Людмила РОМАНОВА


 

Наверное, он пересмотрел все экранизации «Макбета», коих немало, но хочется думать, что великий фильм Акиро Куросавы «Трон в крови» оказал на него наибольшее влияние. Хотя ничего общего между фильмом и спектаклем нет. В фильме Куросавы много мистики, как и в пьесе (одни ведьмы чего стоят!), а Бутусов умудрился вообще обойтись без потустороннего влияния. Его «Макбет», поставленный на сцене Театра имени Ленсовета, вообще жёсткий, без иллюзий, и он, конечно, о современности. Спектакли Бутусова (а это уже третий, показанный им на Платоновском фестивале) – сложносочиненные композиции, где основной сюжет всё время разветвляется, образуя эпизоды, казалось бы, не имеющие отношения к самому действию. 

Вот и тут: сидят два вполне современных охранника, ведут, казалось бы, дружескую беседу, вдруг – раз! – один выхватывает револьвер и убивает другого. И только после этого на сцену выходят Банко и Макбет в окровавленной одежде, разгоряченные после боя. И начинается их диалог. А затем появляются ведьмы, предрекающие Макбету королевское будущее. В этих ведьмах нет ничего мистического, они, скорее, девки из борделя. 

За сотни лет исполнения пьесы сложилась определённая трактовка образа Макбета: вначале это сильный веселый воин, хороший друг, боевой товарищ, а под влиянием предсказания и особенно жены он становится убийцей, и чем больше его затягивает, тем больше он отходит от своей сущности. У Бутусова не так: Макбет и его жена – прирожденные убийцы (фильм с таким названием тоже был). Причем вначале она сильнее его: с каким перевернутым лицом он приходит после первого убийства, а жена его баюкает, как ребенка. Они любят друг друга, а убийства их ещё больше связывают. 

Мотив убийств бесконечно варьируется в интермедиях, как я их для себя назвала, то есть вставках-вариациях. При этом многие знаменитые сцены убраны; например, о том, что леди Макбет всё время моет руки, ходит ночами по замку и произносит: «Кто бы мог подумать, что в старике окажется столько крови!», мы узнаем от служанки, которая рассказывает об этом охраннику, а потом ловко выхватывает у него пистолет и убивает. Убить здесь – что муху прихлопнуть. А у убийц нет психологии, они не размышляют. 

Знаменитые бутусовские прибамбасы: оркестр (здесь, пожалуй, оркестрик), вокальные номера, танцы под такой грохот, что пол в зрительном зале дрожит – всё, что в его спектаклях раньше казалось мне лишним, здесь уравновесилось и вписалось в зрелище. Каким образом – объяснить не могу, для этого нужно посмотреть спектакль несколько раз. Это та самая волшебная магия театра, которая завораживает и остается в памяти навсегда. 

Вербальность – не самая сильная сторона бутусовских спектаклей, основное у него – пластика, музыка, вокал. И финал потрясает своей мощью: Лаура Пицхелаури (леди Макбет) в красных балетных туфлях танцует и танцует свой танец-макабр, постепенно исчезая в красном луче прожектора. 

Прошу прощения, что не всегда называю фамилии артистов, но программок почему-то не было, и я узнала только Александра Новикова (бессмертного Федора из «Тайн следствия») – участника одной из вставных новелл. Ну а Лаура вместе с Бутусовым была на пресс-конференции. Её работа, на мой взгляд, самая сильная в этом спектакле. Вообще, играть у Бутусова, думаю, нелегко, но личность его притягательна. 

Надеемся на новые встречи, тем более режиссер сказал на пресс-конференции, что приезжает сюда с удовольствием, а Воронеж назвал «наш Авиньон». Сравнение с французским центром театрального искусства, где проходят знаменитые фестивали, конечно, лестно и приятно. Ну а мы надеемся на новые встречи с одним из самых интересных режиссеров современности.

УТРАТА

Мы потеряли родного человека. 24 июня на 82-ом году жизни скончалась актриса Ирина Борисовна ЗАМОТИНА. Скорбим вместе с родными и близкими.

Подробнее

КАССА ТЕАТРА

Уважаемые зрители! Наша касса возобновила свою работу, и вы можете осуществить возврат билетов, приобретенных в кассе театра и театральных кассах города (оформленных на бланке строгой отчетности) на спектакли, отмененные в связи с коронавирусными ограничениями!

Подробнее

ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ!

Поздравляем актрису Галину ЖУРАВЛЁВУ с рождением сына!

РУССКАЯ МАТРИЦА

6 октября спектакль А.Прикотенко "РУССКАЯ МАТРИЦА" будет показан в рамках Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска».

Подробнее

ПОМОГИ ВРАЧАМ

Театр имени Ленсовета присоединился к благотворительной акции #помогиврачам: вместе с фондом ЖИВОЙ и его специальным антиковидным проектом «Что делать» мы объявляем сбор денег на закупку СИЗов для Гатчинской клинической межрайонной больницы.

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр