Top.Mail.Ru

О времени и о себе

Мария КИНГИСЕПП ,- «Санкт-Петербургские ведомости», 2009, 17 июля


17 и 18 июля в Театре им. Ленсовета пройдут премьерные показы спектакля «Заповедник». Постановка и инсценировка выполнены Василием Сениным по одноименной автобиографической повести Сергея Довлатова

 


На экзистенциальном материале в стилизованном антураже музея-заповедника «Пушкинские Горы» образца 70-х годов прошлого века и с ироничным флером пушкинской эпохи режиссер намерен поговорить со зрителями по душам о путях самореализации. И напомнить о прошлом, чтобы мы задумались о будущем и попробовали его изменить. Сенин всерьез опасается, что мы разучились или боимся думать, не хотим ничего слышать, предпочитаем делать вид, что ничего не понимаем.
Накануне премьеры прошел прогон «для пап и мам». Последние десять дней актеры, режиссер, творческая часть и технические службы буквально поселились в театре. Идут то кропотливые технические прогоны, когда на сцене выставляют свет - так называемые точки, направление, интенсивность и т. п. (художник по свету Константин Аникин), то варьируют костюмы, сочетающие культуру хиппи с лоском пушкинских балов (художник по костюмам Мария Брянцева). Проходят раз за разом непростые в драматическом плане сцены, вспоминают или меняют хореографический рисунок (балетмейстер Николай Реутов задумал много хитрых и неожиданных ходов), решают методом проб, какую музыку (вальсы Свиридова, песни Анны Герман и др.) и шумы (колокола, пение птиц, стук по клавишам печатной машинки, бой часов, скрип двери) оставить из заранее «набросанных» (музыкальный оформитель Владимир Бычковский - это залог качественного звука, всегда «играющего» в такт с режиссерским замыслом).
В спектакле будут «вальсировать» белые занавески, персонажи выйдут на дуэль под звуки танго, появится видеопроекция в виде нарезки из короткометражек, мультфильмов и фотографий (множество цитат, например, из культового фильма «Асса» и прочих художественных объектов, на которых выросло не одно поколение, зрителю предлагается угадывать). Когда действие происходит в деревне, жители которой, как водится, беспробудно пьют и исключительно матом разговаривают, то реквизиторы развешивают простыни на прищепках на веревке, протянутой через всю сцену. А в типично «совковом» ресторане «Лукоморье», где меню как такового нет, зато в наличии всегда водка и пиво, звучат композиции группы «Зодиак» и распевают разухабистый блатной шансон под бряцанье на гитаре. Роль официантки Зины по прозвищу Бисмарк, в пиджаке с лычками, в потешных рейтузах и в накрахмаленной наколке на седом парике с хилой кичкой репетирует неподражаемая в своей эксцентричности, яркая характерная актриса Елена Маркина.
Александр Сергеевич Пушкин появится на сцене и «нерукотворным памятником», и в качестве «голоса автора», озвучивающего ремарки и передающего изменчивые состояния мятущейся души, и даже запоет голосом Джо Дассена, дирижируя пером или размахивая тросточкой и цилиндром (этот образ тонко выстраивает Олег Федоров).
На главную роль литератора Бориса Алиханова, своего рода двойника Довлатова, приглашен Артур Ваха (на снимке). В настоящее время этот любимый публикой актер в основном занимается кинопроектами и играет в нескольких спектаклях Театра Комедии им. Н. П. Акимова, где служил двадцать лет. С Театром им. Ленсовета его связывает помимо выходов на сцену в раннем детстве в спектакле Игоря Владимирова «Человек со стороны» работа в постановке Михаила Бычкова «Заговор чувств» и Александра Нордштрема «Варвары» (в конце прошлого сезона этот спектакль по ряду причин был снят с репертуара).
В роли жены Алиханова Тани, по ходу пьесы эмигрирующей на ПМЖ в Америку, занята ведущая артистка театра Анна Ковальчук (которой, к слову, очень к лицу и джинсы-клеш, и легкомысленный веночек из полевых цветов). В остальных ролях (экскурсоводы, литераторы, туристы, сотрудники всевидящих органов госбезопасности и прочие обитатели заповедника человеческих нравов) - популярные актеры Лариса Луппиан, Владимир Матвеев, Александр Новиков, Евгений Филатов и другие.
Мария Кингисепп