Top.Mail.Ru

Беспроигрышный ход классикой

Катерина Омецинская,- «Инфоскоп», 2023, № 288, февраль

Театр им. Ленсовета выпустил заведомо успешную и абсолютно несовременную премьеру «Евгений Онегин. Страницы романа», созданную в жанре музыкально-литературной композиции.

Назвать премьеру словом «спектакль» сложно. Хотя в программке театрализованный вариант пушкинского романа определен именно как музыкально-поэтическое действо. В реальности совместное творение музыкантов и драматических артистов (режиссер – Олег Леваков) представляет собой непростой синтез безоговорочных достояний отечественной культуры – известного романа Александра Сергеевича Пушкина, станицы которого озвучивают актеры Театра им. Ленсовета, и музыки Петра Ильича Чайковского, исполненной оркестрантами петербургской Капеллы. «Непростой синтез» потому, что пушкинский текст и классическая одноименная опера представляют самоценные произведения искусства, отнюдь не дублирующие и даже вряд ли дополняющие друг друга. Совмещение романа и, скажем, оперных арий сработало бы «в минус» обоим шедеврам. Отрадно, что создатели эксперимента отмели такую идею, и со сцены, чередуясь с поэтическими фрагментами, звучат лишь отдельные части оперы «Евгений Онегин»  (например, «Вступление», «Мазурка» и другие), а также произведения Чайковского из циклов «Времена года» и «Детский альбом», знакомое из «Пиковой дамы», фрагменты симфоний. Звучание (надо отдать дань высочайшему уровню исполнительского мастерства симфонического оркестра под управлением Александра Чернушенко и Юрия Лебедева) превосходно, что поначалу активно констатирует публика, привыкшая на концертах вознаграждать аплодисментами музыкантов по окончании каждого музыкального номера. Это разбивает единство происходящего на сцене и говорит о том, что предложенный жанр, несвойственный ранее Театру им. Ленсовета, требует выработки привыкания у зрителя.

Тепло принимают премьеру не только любители классической музыки и поклонники художественного слова, но и та часть зрительской аудитории, что при выборе билета в театр ориентируется на участие в спектаклях звезд, известных по работе в кино и телесериалах. А звезд, приводящих в восторг публику, в «Онегине» три: Сергей Мигицко, Анна Ковальчук и Сергей Перегудов. Мигицко, привносящий в текст романа свойственную ему иронию, тут – «лицо от автора», если не сам Пушкин, то некий сочинитель, горячо повествующий залу историю про «души доверчивой признанья». Перегудов (что довольно неожиданно) – Онегин, лучезарная Ковальчук, конечно же, Татьяна. В «ролях» Ольги и Ленского – молодые артисты Виктория Волохова и Максим Сапранов, немногим уступающие ведущим актерам театра.

Недооценить гениальности идеи соединения на сцене драматического театра  знаковости пушкинского текста и музыки Чайковского, профессионализма оркестрантов Капеллы и обаяния драматических артистов, читающих с листа (а порой и наизусть!)  знакомые всем со школьной скамьи строки, невозможно. Идея эта принадлежит народной артистке России Ларисе Луппиан и доказывает недюжинные менеджерские способности нынешнего художественного руководителя «ленсоветовцев». Ведь «Онегин», рожденный союзом двух крупных творческих коллективов, неприхотлив в прокате (хоть в Капелле показывай, хоть в театре, а можно и на любой площадке, вмещающей полноформатный симфонический оркестр). Вдобавок зрелище, основанное на «нашем всем», гарантирует расширение зрительской аудитории конкретного спектакля за счет старшеклассников, борьбу за которых последние несколько сезонов ведут все петербургские театры.

Катерина Омецинская