Top.Mail.Ru

Звезда по имени Мария

Екатерина Омецинская,-«Инфоскоп», декабрь 2021 – январь 2022, № 280.

В Санкт-Петербургском академическом театре им. Ленсовета опять премьера: спектакль Анджея Бубеня «В лучах» по пьесе польского драматурга Артура Палыги вышел накануне дня рождения Марии Склодовской-Кюри, о которой рассказывает постановка.

Сильнейший спектакль Бубеня визуально решен с помощью самых простых и, в то же время, современных приемов (художник Светлана Тужикова) – минимум декораций на фоне сменяющихся черно-белых видеопроекций, черное платье в пол на изящной исполнительнице главной и единственной роли. На прямоугольном планшете малой сцены – табурет, несколько стульев и три секции белых многостворчатых дверей с мелкой расстекловкой, поставленных на мини-фурки. Первоначально двери выстроены поперек площадки единой ломаной линией, своеобразным лабиринтом, который предстоит пройти героине в течение жизни. Линия эта почти сразу будет разбита исполнительницей на составляющие. Две двустворчатые конструкции и трехстворчатая с черной изнанкой будут кружить и перемещаться, соединяясь в композиции и распадаясь вновь (так и Склодовская-Кюри разбивала и отделяла друг от друга различные химические элементы и соединения). В конце почти двухчасового действия дверные конструкции образуют единый закрытый объем, внутри которого останется героиня: работа стала ловушкой, единственным укрытием, последним пристанищем женщины, имя которой сегодня знает весь мир. На видеопроекциях, периодически появляющихся в верхней части задника, мерцают солнечные протуберанцы, идет радиоактивный снег, вращаются кристаллические сетки. На фоне их геометрического узора из плавной белковой цепочки рождается человеческий силуэт, заполняют экран, накладываясь друг на друга, символы элементов, словно заполняют до отказа все жизненное пространство Марыси-Марии-мадам Кюри...

Анализ работы актрисы Лауры Пицхелаури заставляет двойственно относиться к названию моноспектакля «В лучах». Постановка в равной степени высвечивает как уникальные силу характера и цельность судьбы женщины-ученого, так и потрясающие способность проникновения в материал и техничность артистки. Пластика, мимика, голосовые модуляции – весь профессиональный аппарат Пицхелаури, талант которой был открыт Владиславом Пази и отшлифован Юрием Бутусовым, используется Анджеем Бубенем в полной мере. Вся жизнь Склодовской – от смелой малышки Марыси до сгорающей во имя науки нобелевской лауреатки Склодовской-Кюри, первооткрывательницы радия и полония, - проходит перед глазами зрителей, пробуждая сопереживание и вызывая искренние слезы. Забавное дитя, девушка-гувернантка, мучимая своей некрасивостью, молодая исследовательница, решающая задачи мировой значимости и вынужденная одновременно отстаивать свои права, женщина, потерявшая ребенка, затем счастливая мать, оскорбленная интеллектуалка, умирающая от усталости и лучевой болезни немолодая женщина. Множество реальных ипостасей и самая толика драматургической фантазии: подлинная человеческая жизнь так часто оказывается интереснее, мощнее, поучительнее художественного вымысла!

…Жанр one man real story последнее время продолжает набирать обороты на петербургской сцене. Современных режиссеров массово потянуло брать за основу спектаклей достоверные факты о великих людях прошлого, практически их биографии. Быть может, социологи когда-нибудь и вскроют глубинные причины этого явления. Сейчас очевидно одно: театр, вдохновляемый историческими личностями, берет на себя просветительскую роль, которую ранее выполняли книги и кино. Потому что факты жизни, прошедшей на твоих глазах, впечатываются в память навсегда.

Екатерина Омецинская