Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

«Золотая маска» показала спектакль Юрия Бутусова «Кабаре Брехт»

Антон Хитров,- «Ведомости» № 4047 от 04.04.2016

Кабаре для Юрия Бутусова – весьма органичный формат: его спектакли традиционно представляют собой монтаж ярких этюдов, номеров, сценок, подчас очень далеких друг от друга по настроению и стилю. Конкретно эта работа выросла из экзамена по вокалу в Петербургской театральной академии, для которого студенты Бутусова готовили зонги композитора Курта Вайля на стихи Бертольта Брехта – музыкальные номера, служившие в «эпическом театре» Брехта своего рода авторским комментарием и концентрировавшие в себе идею пьесы. Из этого материала режиссер собрал спектакль – посвящение одному из главных идеологов театра XX в., дополнив зонги письмами, стихами и прочими текстами Брехта. То, что получилось, является в равной степени концертом и биографической постановкой. Главный герой (Сергей Волков в круглых очках и кожаной куртке действительно похож на молодого Брехта) делится с залом то подробностями личной жизни, то левацкими идеями, то театральной теорией. Остальные артисты поминутно меняют маски, заимствованные из драматургии Брехта. В сценографии Николая Слободяника узнаваемый визуальный стиль Бутусова смешивается с «революционной», «плакатной» эстетикой: в костюмах и декорациях преобладает простая красно-черно-белая гамма, в одном из номеров персонажи выходят на митинг с картонными транспарантами.

 

В российской театральной жизни Бутусов держится особняком; его имя не звучит в идеологических конфликтах, он не олицетворяет ни условно-консервативного, ни условно-прогрессивного тренда. Вообще, пренебрежение к повестке дня – его характерная черта: от политики он так же далек, как и от эстетических распрей. Сложно вообразить, что на спектакле Бутусова зал будет отвечать аплодисментами на реплики о войне или власти – и тем не менее на «Кабаре Брехт» происходит именно это. В антракте я обсуждал постановку с друзьями и слышал упрек в использовании эзопова языка. Действительно, антифашистские и антивоенные пассажи Брехта как будто адресованы сегодняшнему дню, а произнесение их со сцены может быть воспринято как фига в кармане.

За Любимовым

В истории отечественного театра уже был курс, для которого имя Бертольта Брехта стало ориентиром для дальнейшей работы, – это студенты Юрия Любимова, образовавшие труппу Театра на Таганке: пьеса «Добрый человек из Сезуана» была первым названием в их репертуаре. Портрет Брехта Любимов повесил в фойе вместе с изображениями русских режиссеров; Бутусов может сделать то же самое в Театре им. Ленсовета, куда его выпускники были приняты в качестве Молодой студии.

Но задача Бутусова – не совсем в том, чтобы с помощью Брехта говорить об обстановке в России. Поскольку он поставил этот спектакль со своими выпускниками, вчерашними студентами, мы можем быть уверены, что его настоящая цель – воспитание артиста. «Кабаре Брехт» осуществляет на практике мечту современного режиссера о современном актере, в котором публика должна видеть личность, а не просто сумму навыков (о чем-то подобном говорят едва ли не все главные герои актуальной российской режиссуры, от Серебренникова до Волкострелова). К этому идеалу вплотную приближается исполнитель главной роли Сергей Волков, который по ходу действия пару раз выходит из образа и комментирует спектакль от собственного лица: мол, я, конечно, никакой не Брехт, но все-таки скажу (Волков борется за «Золотую маску» в номинации «мужская роль»; жюри поступит мудро, наградив молодого актера, способного убедительно играть интеллектуала).

«Брехт – это мы» – так выглядит один из лозунгов, под которыми в первом акте стоит толпа митингующих актеров, и он довольно точно передает суть постановки: скорее всего, Бутусов затеял эту работу, чтобы привить молодым исполнителям этику Брехта. Как художник, артист несостоятелен без эстетической и гражданской позиции, которую не могут возместить учебные часы сценической речи и сценического движения, – и это главный урок, вынесенный исполнителями из брехтовского наследия. Программный текст спектакля – письмо Брехта к актеру Генриху Георге с требованием разыскать его бывшего коллегу, коммуниста Ганса Отто, репрессированного нацистами. Георге, когда-то близкий к левым кругам, к тому моменту был звездой пропагандистского кино и публично присягал режиму Гитлера. «У Вашего коллеги Отто, – писал Брехт, – было другое представление об игре в театре: ему казалось, что одного таланта недостаточно. Ему казалось, что талант можно слишком легко купить <...> Такие таланты обычно обходятся даже без лжи: их легко воодушевить и затем использовать для любых целей, причем на проверку этих целей у них не хватает либо образования, либо ума, либо чувства ответственности». Надо полагать, именно эти убеждения Брехта, а не его антивоенный пафос и делают эту фигуру актуальной в глазах режиссера.

 

ПЕРЕНОС СПЕКТАКЛЯ

В связи с болезнью актрисы, назначенный на 18 июня спектакль "АВГУСТ: ГРАФСТВО ОСЕЙДЖ" переносится на 19 июля. Билеты действительны. Желающие сдать билеты могут осуществить возврат в кассу театра до 23 июня включительно. Приносим свои извинения!

БЕГЛЕЦ

11 июня спектакль "Беглец" был сыгран в рамках конкурсной программы II Летнего фестиваля губернских театров "Фабрика Станиславского" на Другой сцене Московского театра "Современник"

ЗАМЕНА СПЕКТАКЛЯ

Уважаемые зрители! 21 июня вместо спектакля "РУССКАЯ МАТРИЦА" пойдет спектакль "МЁРТВЫЕ ДУШИ". Билеты действительны. Желающие вернуть билеты могут осуществить возврат в кассу театра до 26 июня включительно. Приносим свои извинения!

АКТЕРСКИЙ ПОКАЗ

Театр выражает благодарность всем принявшим участие в актерском показе. Мы оповестили тех, кто нас заинтересовал. Остальным желаем удачи!

ПРОСТРАНСТВО СЦЕНЫ

30 мая в фойе театра состоялось открытие выставки сценографии и театрального костюма "Пространство" в рамках лаборатории "Пространтсво сцены".

Подробнее

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр