Помните ли Вы, что такое абсурд? Нет, это не та нелепица, что творится сейчас вокруг; классический абсурд – это до смешного грустный бред, вобравший в себя всю алогичность обыденной жизни, одним словом, литературный мир Даниила Хармса. Именно героев его рассказов недавно оживили в санкт-петербургском театре им. Ленсовета, создав спектакль «Хармс» по странным фантазиям этого талантливого человека. Данная постановка стала продолжением опытов на поэтическую тему от недавних выпускников Театральной академии, целиком вошедших в состав студии при театре Ленсовета. В прошлом году вместе с режиссером Максимом Диденко они создали фееричную интерпретацию броских стихотворений Маяковского «Флейта-позвоночник», а в этом году состоялся уже полностью самостоятельный режиссерский дебют Сергея Филатова. В основу спектакля легли самые умные и самые глупые мысли из сборников «Голубая тетрадь» и «Случаи», исполненные, разумеется, в полном соответствии с чистейшей абсурдностью первоисточника.
Не лишним будет отметить, что все, кто приходят в театр им. Ленсовета посмотреть на новых студийцев, неизменно получают порцию эстетического удовольствия и хорошего настроения: так здорово, легко, задорно и остроумно получается у молодых актеров передать свою полную сопричастность к происходящему. Но случай с «Хармсом» совершенно особенный, ведь в этом спектакле за занавеской гротеска и смеха скрыта чуткая душа художника трагической судьбы, адекватно и тактично передать которую – задача из нелегких. Казалось бы, что непонятно и неоднозначного может быть в эпизоде, где обманутый муж (Александр Крымов), лежа под кроватью и подслушивая процесс супружеской измены, не хочет слышать критику в свою сторону из уст его жены. Это ведь абсурдно, право слово, но только лишь беззаботно смеяться над ярко исполненной сценкой не хочется, она побуждает к сочувствию. Похожую реакцию вызывает история о падающем столяре Кушакове (Никита Волков), который не может дойти до магазина, потому что постоянно расшибает лоб и не хочет сам себе в этом признаться.
По соседству со столяром живет девочка Леночка (Вероника Фаворская), серьезно и основательно крушащая всё вокруг себя. Американский принц, досконально изучающий женщин профессор семейной психологии, страстно желающая выйти замуж дама, не признающая панталон Ирина Мазер – герои Хармса наивны, милы и гротескны, их действия отсылают зрителей к самым разнообразным человеческим чувствам. Курьезные сценки призывают веселиться, но, между тем, неизменно напоминают: сам Хармс проходил через подобные ситуации, наблюдая, сопереживая и записывая. Писатель, который долгое время оставался известен лишь благодаря своим детским стихотворениям, сознательно стал основоположником русского литературного абсурда, отголоски которого так явственно слышатся сейчас.
Работая над спектаклем, создатели, вероятно, ориентировались на сохранившиеся записи Хармса, потому что за многими эпизодами видится явный биографический подтекст. В 1937 году, во время своего первого ареста, Даниил Хармс писал, что хотел бы быть в жизни тем же, кем Лобачевский стал в геометрии. Поэтому весь спектакль – это доказательство того, что Хармсу удалось достигнуть намеченной цели. За полтора часа зрителю предлагается посмотреть на происходящее глазами странного художника, которому в конце жизни ради спасения пришлось даже имитировать собственное сумасшествие.
Весь хармсовский мир полон нелепостей и абсурда, и, так повелось, что этот мир все-таки предельно серьезен. Исполнители верно уловили эту интонацию и гротескно, шаржированно, но в то же время предельно вдумчиво, без тени иронии и смеха, визуализировали героев. Они стали чудаками из прошлого, которым нет места в нынешнем столетии, и, кажется, которым не было места и в веке минувшем. Они взрослые. Они дети. Они блаженные. Они – продукт хармсовской оригинальности и непохожести, и в этом их прелесть для театральных гурманов, которых не часто балуют Даниилом Ивановичем. Перефразируя один из рассказов писателя, этот спектакль «Хармс» – наглядная иллюстрация того, как новая идея огорошивает человека, к ней не подготовленного.
Елена Бачманова, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии театра им. Ленсовета