Пустые глазницы дома смотрят в темноту, стены прислушиваются к шуму дождя и ветра, выхватывая отдельные фразы из разговоров прохожих. Дом уже не хранит былое тепло, лишь является надгробием своему светлому прошлому. В спектакле Романа Кочержевского «Утиная охота» чувства между главными героями давно угасли, хотя пара тщетно пытается вернуться к своему счастью. Мотив непрекращающегося дождя, который рисует безрадостное состояние героев, является одним из центральных в спектакле. Герои захлёбываются во всемирном потопе страстей, глотают ртом воздух, пытаются удержаться на плаву в этом стремительно меняющемся мире.
Кажется, что главный герой Зилов в исполнении Виталия Куликова исключительно легкомысленный человек, который пытается убежать от проблем. Жизнь все время стремится отрезвить его, с каждым днём посылая более серьёзные испытания, он на несколько минут останавливается в своей безумной гонке и жажде удовольствий, но, затем вновь стремится им навстречу, подхваченный эмоциональным потоком. Проблемы в семейной жизни, накалившаяся ситуация на работе, ненужный роман, смерть отца, отъезд жены - цепочка обстоятельств, которая рикошетит от эгоизма Зилова и его абсолютного равнодушия к человеческим эмоциям, с каждой минутой все туже затягивает путлю на его шее. Виталий Куликов играет небрежного в словах, себялюбивого человека, поступки которого вызывают отторжение. Но если разобраться и копнуть поглубже, оказывается, что этот человек просто не умеет справляться с трудностями: его инфантильное сознание только лишь подсказывает ему пути побега от проблем. Герой чувствует, что обязательств становится все больше, а привычка жить в свое удовольствие не позволяет изменить свое отношение к жизни и требует постоянной подпитки. Однако от себя не уйдешь, и никакая мечта типа утиной охоты не поможет разобраться с самим собой, лишь оттянет на время решение вопросов.
Как мы помним, в пьесе смещены временные пласты - настоящее постоянно перемешивается с воспоминаниями, которые пытается отрефлексировать герой. Его настойчивая мысль об утиной охоте, которая принесет ему блаженное ощущение слияния с природой, пронизывает спектакль, это мечта героя, которая греет его душу, озаряя светом. Именно там он сможет остановить время, оказать в блаженном одиночестве, растворяясь в мире. Постоянная активность персонажа и его шутливая небрежность, включение во всевозможные события, едкие и точные замечания определяют в нем интеллектуальную личность, которая хочет забыть о грузе мыслей, накопившихся в голове. Череда событий вполне естественна и закономерна: жизнь не прощает человеку забвения своей души. Лаура Пицхелаури играет Галю, жену Зилова. Она в контрасте с ним всегда натянута, как струна, напряжена, недоверчива и нервна. Она - зеркало души главного героя, рефлексирующий персонаж, на котором впрямую отображаются все поступки мужа. Сдержанная, испытывающая боль - она душа Зилова, томящаяся в безумном теле. Галина всегда со стороны оценивает его поведение, олицетворяет некую живую правду, от которой герой тщетно пытается скрыться. Зилов несколько раз произносит: «Ты еще здесь?», надеясь на то, что он, наконец, не будет видеть эти ясные глаза, в которых видна вся глубина его падения. Зилов бежит от жены, как Дориан Грей бежал от своего портрета,он измучил собственную душу бездумным и абсолютно безответственным поведением.
Работа художника по свету Гидала Шугаева замечательна: находящиеся в потоке сияющего дождя люди, словно обуреваемые каждый своими страстями и проблемами, обретают каждый - свой индивидуальный образ. В финальной сцене словно иконописный лик Галины, подсвеченный одной лампой, символизирует и смерть души главного героя, и надежды на ее спасение Тени персонажей. возникающие на сцене, добавляют свои художественные коннотации: от человека, потерявшего душу, остается только силуэт. В тоже время игра теней подчёркивает невозможность диалога между близкими людьми и одиночество Зилова, который, казалось бы, является всеобщим любимцем.
Художником спектакля является сам режиссер. Роман Кочержевский создал мобильное пространство: стены домов молниеносно превращаются в квартиру Зилова, офис, кафе «Незабудка». Несмотря на кажущуюся реалистичность повествования, периодически зрителям напоминают, что все события – мысли героя, высвеченные под определенным углом. Поэтому возникают знаковые детали: как бы пронзенная остриями ножек стула Галина, стеклянные банки со свечами – символами душ.
Чудесна работа артиста Александра Новикова, играющего начальника Кушака, представленного со всеми своими слабостями, но вызывающего сочувствие. Артист с юмором и любовью рисует образ молодящегося, неуверенного человека, который хочет жить согласно философии Зилова, но у него это плохо получается.Образы друзей и коллег главного героя остро характерны, режиссёр стремился подчеркнуть определяющую черту каждого: деловитость Валерии (Анастасия Дюкова), показное легкомыслие Веры (Наталья Шамина), непосредственность Ирины (Лидия Шевченко), чувство собственного достоинства Официанта (Олег Федоров), зависимость Саяпина (Федор Пшеничный) и романтичность Кузакова (Александр Крымов). Все они – близкие Зилова, со своими недостатками, люди, которых оказался достоин персонаж.
Звонки Зилова в бюро погоды – некая попытка найти виноватого в том, что его мечте кто-то помешал осуществиться, провоцируют следующий вопрос: а кому звонить и узнавать насчет неудавшейся жизни - Господу Богу? Финал пьесы режиссер переписывает. Зилов, отвлекшись на телефонный звонок, принимает решение не стреляться, Мелкие события жизни вновь мешают ему поговоритьс самим собой. Герой так и не переходит в другую смысловую и человеческую категорию.