Top.Mail.Ru

Жизнь как мусорная свалка

Никита Деньгин, - Невское время, 15 марта 2012

Сам по себе выход Олега Еремина из пространства малой сцены Александринки на большую сцену, работа с неизвестной труппой - бесценный опыт для молодого режиссера. Другое дело, что на данный момент спектакль вызывает много вопросов и авторский замысел пока не вполне отчетливо воплотился.

Конечно, проблемы главного героя Вилли Ломена узнаваемы каждым зрителем в зале. Остервенелая усталость от работы, необходимость оплаты целой кучи кредитов, неустроенность в семье - все эти коллизии узнаются зрителем, не случайно не раз и не два во время спектакля то тут, то там слышны приглушенные реплики вроде «Это и про нашу жизнь». Одним словом, Олег Еремин выбрал пьесу, в которой наше время абсолютно точно находит отражение. И от проблем американского коммивояжера 40-х годов прошлого века до современных проблем российского работяги дистанция кратчайшая.

Проблема в том, что узнавание проблем ни к чему не приводит. Переживание Вилли Ломеном усталости, озлобленности, взнервленности и, наоборот, апатии не имеет развития - по крайней мере на премьерных показах. То, что главный герой устал от работы (жизни, семьи...), понятно через три минуты после начала спектакля, больше ничего с ним не происходит. Хотя крах Ломена (как работника, мужа, отца...) предусмотрен драматургом. Вполне возможно, что это входит в состав замысла, и Ломену отказано в осознании провала всей своей жизни - трудно сказать однозначно.

Предначертанность нерадостного финала подчеркивается сценографией. Центральный элемент - массивная, глухая грязно-желтовато-серая стена, из которой появляются и в которую уходят персонажи. Холодильник, стоящий по центру сцены в первом акте, сваленные в кучу мусорные мешки - во втором акте. Пара стульев, кресел, железная кровать сыновей Ломена - вот, собственно, и весь предметный мир спектакля, намекающий на потребительский образ жизни главного героя, разворачивающий метафору жизни, как мусорной свалки.

Несомненная удача спектакля Линда - Ирина Ракшина. Кроткая, заботливая, изо всех сил стремящаяся сохранить разваливающуюся семью, хоть на секунду создать иллюзию если не гармонии, то хотя бы нормальных человеческих отношений. Бесконечно терпеливая, сносящая постоянные окрики, она единственная в этой семье производит впечатление нормального человека. По правде говоря, история получается именно о ней. Остальные герои - усталый и обозленный Вилли Ломен, не интересующийся ничем, кроме своих проблем, и его живчики-сыновья, похожие друг на друга как две капли воды, остаются на периферии внимания.

Есть в спектакле замечательно придуманная сцена, своеобразная кульминация: встреча Ломена и его работодателя Говарда Вагнера. Жалобу доведенного до отчаяния Вилли Говард, годящийся ему в сыновья, снимает на планшетник и тут же показывает Ломену. То есть сама драма нищего, униженного работой и бытом человека - уже как бы и не драма, а забавный ролик для Youtube, не более того. Не случайно сам просмотр видеоролика занимает Говарда больше, нежели беседа с Ломеном.

Возможно, злую шутку сыграло стремление прочитать эту пьесу как драму одного человека. Все остальные персонажи и сюжетные линии оказываются как бы на втором плане, словно не так интересуют режиссера, как постепенно разворачивающаяся и не осознаваемая Вилли Ломеном собственная катастрофа.

Никита Деньгин, театровед