Top.Mail.Ru

Жанна: слабый пол сильнее сильного

Яна Квятковская,- MUSECUBE 28.03.2016

 

Zhanna1Очередную премьеру приготовил в подарок городу Театр им. Ленсовета. Спектакль«Жанна» по пьесе Ярославы Пулинович 19 марта был сыгран первый раз. Трагедия современной сильной женщины, как она есть, без прикрас – Васса Железнова двадцать первого века – на шпильках и домом у моря, судьба которой – одиночество в имперских хоромах.

Главная героиня пьесы Жанна – дитя своего времени. Выросшая в постоянной борьбе за место под солнцем, за жизнь в период становления капитализма в России, она стала жесткой, самостоятельной и независимой. Успех есть, счастья нет. Положение не вернёт молодость, красоту и надежду. Простая человеческая близость, понимание и любовь проходят будто мимо неё. Растеряв женственность в борьбе за лучшую жизнь, Жанна пытается обрести женское счастье. Единственный друг, к кому она может обратиться – её отец. Она зла на него за обиды из детства, но ей больше не к кому пойти, чтобы поделиться – только на его могилу.

Пройдя все девять кругов ада на Земле, героиня приспосабливается к такой жизни. Привыкшая решать все вопросы самостоятельно в жесткой форме, к концу постановки к Жанне пропадает чувство жалости – доведённая до отчаяния, загнанная в угол обстоятельствами, она принимает решение сделать всё, чтобы лишить родительских прав своего бывшего любовника и его невесту, которые пришли к ней в надежде на помощь. И совсем уж странным кажется вопрос героини в конце пьесы, когда она жалуется на то, что чужой ребёнок её не любит. Так и хочется спросить – а чего же Вы хотели? На чужом несчастье счастья не построишь. Жанну нельзя упрекнуть в бессилии, она, в отличие, от чеховских героинь, действует. Без оглядки, как привыкла, бесстрашно ведя дела в бизнесе, Жанна порой забывает, что реальная жизнь – это не работа в 90-х, это живые люди, которые не будут прогибаться, потому что «я-начальник, ты-дурак».

Zhanna2Мужчины в пьесе – слабый пол. И здесь не ясно, то ли крушение «империи» так подкосило сильных мира сего, что даже сейчас, спустя столько лет, мужчины не в состоянии приспособиться к современной жизни, и всю тяжесть принятых решений берут на себя женщины. Андрей Иванский и Виталий Аркадьевич – два человека из «разных» миров меркнут на фоне Жанны, которая точно знает что и от кого ей нужно. Тяжёлое детство, трудная молодость, попытка выбиться в люди – характер главной героини закалён, она прошла огонь, воду и медные трубы, но как же теперь отыскать в себе «женщину», что запрятана так далеко? Пробуждая в себе мужскую энергию, Жанна нарушает природный баланс, и как итог – мужчины встречаются ей на пути намного слабее, чем она сама. Кто в такой ситуации виноват и что делать – вечные вопросы русской драматургии.

Ярослава Пулинович не даёт нам даже минуты подумать о том, что возможен «хороший» финал. Внутренняя трагедия разрастается всё больше с каждой сценой. Мария Романова, режиссёр спектакля, постаралась максимально минимизировать наличие предметов на сцене. Акцент сделан на внутренние переживания и диалог героини с её окружением и самой с собой. Жанна Елены Комиссаренко ещё «жива» – женщина внутри неё периодически поднимает голову и пытается пробиться сквозь холодный расчётливый характер героини. Но тщетно – обстоятельства складываются так, что любое проявление слабости тут же наказывается, как самая непростительная ошибка в жизни. Кто знает, быть может, если бы отец не ушёл в другую семью при таких обстоятельствах, жизнь сложилась бы по-другому. Но, к сожалению, история не терпит сослагательного наклонения.

Яна Квятковская, специально для MUSECUBE
Фото Юлии Смелкиной предоставлены Театром им. Ленсовета.