Top.Mail.Ru

Земля и небо Эльзы

Надежда Таршис,- «Петербургский театрал», 2017, № 2 (02), апрель

Спектакль идёт на Малой сцене, но очевидно его совсем не камерное воздействие на зал. Пьесу Ярославы Пулинович - ученицы Николая Коляды, уже далеко не дебютантки, - ставят по-разному. Самый простой и будто бы напрашивающийся ход - ограничиться мелодраматическим сюжетом из жизни сибирской деревни.

В постановке Юрия Цуркану публике предлагают более глубокую вещь. История двух людей, которые на старости лет, найдя друг друга, готовы переменить свою жизнь и встречают жесткий отпор со стороны алчных родичей, - играется как притча, и вневременная, и жгуче актуальная.

Декорация Владимира Фирера почти вся исчерпывается гроздьями свежеструганных скворечников, которых больше сотни. Они излучают свет и лёгкость, эти весенние домики для вольных птах. Такая небесная деревенька. Декорация ничего не живописует, она абстрагирована, программно просветлена. Нам предстоит увидеть не "власть тьмы", а "землю Эльзы". Мы увидим притчу о человеке, способном найти силы отстоять свою "землю" и своё небо над головой, а они - везде, где стоит этот человек.

Елена Маркина и Лидия Ледяйкина представляют колоритную, контрастную пару из деревенского хора при клубе, в котором обязательно присутствие Эльзы. Но это и корифейки, показательное звено "хора" деревенского общества, в этом качестве они и являются на сцену. Они не столько терзают, сколько оттеняют заглавную героиню с её темой стоического благородства.

Главную героиню играет Лариса Леонова - актриса сильного драматического темперамента, умеющая в короткой сцене, в эпизоде, в монологе высказаться исчерпывающе, дать образ концентрированно драматичный, - здесь ведёт длинную, мощного дыхания кантилену.

Эльзу, ребёнком сосланную из Поволжья в Сибирь, потом всю жизнь прожившую в страшнейшем эмоциональном оцепенении со своим звероподобным мужем, Леонова играет не "мельча" роль и не впадая в пафос. В том, как строится её речь, можно услышать отзвук немецкой выверенности и деревенской простоты, не чужда героиня и самоиронии. Это драматическая история о достоинстве человека на излёте существования.

В этой особенной истории любви два героя. Персонаж Владимира Матвеева - школьный учитель, выведенный за штат, бегущий в деревню от тоски по Первому сентября. И колючая эта тоска, накопленная за годы, и нерастраченный интерес к жизни, готовность начать жить снова, без страха и с любовью - в таких рамках существует герой. Новой жизни, где есть любовь и нет страха, он учит её, Эльзу. Это делает их обоих чудовищами в глазах и деревенских и городских. Тут значим замечательный контраст страшнейших, театрально ударных скандалов, которые закатывает им и друг другу "родня", и темы стоического противостояния. Эта тема, звучит, можно сказать, виолончельно, без нажима и пафоса, с глубоким, бесстрашным достоинством. В самом деле, большое значение тут имеет само голосоведение в драматической партии Эльзы, её леоновский тембр, обаяние и убедительность образа, музыкально и пластически выразительного. Дуэт главных, таких разных, героев производит сильное впечатление, - например, эпизод, когда они, в предвкушении счастья, несколько па проходят в танце.

Край жизни перейдён. Герой умирает, Эльза вновь остаётся одна. Но и броня ощетиненного мира, кажется, даёт трещину. Мы видим целый спектр следствий драмы. Оживает крикливая продавщица в сельмаге (Алёна Баркова), теряет кураж родная дочь (Светлана Письмиченко), возвращаются к человеческому облику деревенские корифейки. Рисунок притчи вычерчен режиссёром внятно и последовательно.

Земля Эльзы - это и театральная почва протагонистки спектакля Ларисы Леоновой, настолько роль для неё органична. Невероятная убедительность, притягательность центрального образа это подтверждает. Но сказанное справедливо и для всех участников постановки, включая публику, отдающуюся мощному воздействию сцены.

Надежда Таршис