Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Заповедник на все времена

Алёна Карась,- «Российская газета», 2009, 7 сентября

В театре имени Ленсовета поставили Сергея Довлатова

 

"Заповедник" - точный диагноз 70-х, история болезни под названием "великое безвременье" или "эмиграция". История про "наше все", про Пушкина и КГБ, про тоску и портвейн. История про то, как писатель хотел остаться, а его жена - уехать. И как она оказалась права. "Моей жене, которая оказалась права" - именно с такого посвящения начинает свою повесть Довлатов.
Василий Сенин превращает эту историю в ностальгический театр. Неведомо откуда (тайный резервуар, залог неуничтожимости нашего прошлого) на новый театральный свет извлекаются манеры и брюки, голоса и штиблеты, запахи и сам воздух конца 70-х годов. Эстетическая дистанция отсутствует принципиально. Молодой режиссер, ученик Петра Фоменко, автор знаменитого спектакля "Фро" по Андрею Платонову, вошел с эпохой, которую в силу рождения не мог знать близко, в такой фамильярный контакт, что она сама открыла ему свои тайны. Клубный стол, тюлевые задники, цветочные горшочки и многозначительный бюст Пушкина - "реализм, отточенный до символа", где уже ни реальность, ни символ неразличимы. Так часто делались спектакли в ту прекрасную эпоху, которой близился конец.
Зачем же делать о ней спектакль? Дело в том, что Василий Сенин в довлатовской истории услышал не прошлое, но волнующее его настоящее. Именно это чувство и держит зал в таком напряженном сопереживании.
Вслед за Довлатовым, который фантомами Пушкина наводнил свой "Заповедник", Сенин создает Пушкина как персонажа - "настоящий" Пушкин с бакенбардами и кудрями (Олег Федоров) расхаживает между интеллигентными пьяницами, распивающими портвейн, между восторженными экскурсоводшами с дрожащими голосами и забавно беседует с писателем Борисом Алихановым. Самого же Алиханова (то есть Довлатова) играет большой и харизматичный Артур Ваха. Он молчит, слушает, смотрит - и только его огромные глаза всегда насмешливы и печальны. Он созерцает заповедник - мир советских фантомов, реальность, в которой алкаши-аристократы (например Сорокин, блестяще сыгранный Владимиром Матвеевым) больше понимают про Пушкина, чем дамочки-экскурсоводши.
Впрочем, и дамочки здесь особенные. Внимательно прислушиваясь к характеру довлатовского языка, Сенин нигде не перегибает палку. Он не сочиняет желчный пасквиль. Но, как и у Довлатова, ужас сквозит у него там, где "заповедник", штампующий мозги, проступает сквозь самые обаятельные проявления человека.
Там, где обезумевшая от любви к Пушкину экскурсовод Виктория Альбертовна (гротескно сыгранная Ларисой Луппиан) истерически рассказывает о природе, спутнице Поэта. Там, где ее младшая коллега Марианна, твердя давно заученные фразы, смущенно пытается постичь резкие парадоксы героя. То, как играет ее Ольга Муравицкая, принадлежит к подлинным театральным шедеврам - она воссоздает удивительный советский женский тип: насквозь залакированная советскими штампами, она умудряется оставаться женственной и очаровательно-простодушной. Сквозь почти карикатурный персонаж нежданно прорастает пушкинский женский идеал. Так "работают" парадоксы Довлатова, так их понимает и Василий Сенин.
И вот еще один парадокс: рассказывая историю довлатовской эмиграции, Сенин присоединяет к ней свой собственный опыт. Брежневское безвременье он тоже захватил, и знаком его становится "Сон мальчика Бананана" из "Ассы" и песня про "прекрасную страну" в исполнении Агузаровой. Конец 80-х нежданно напоминает конец "нулевых", а все они вместе становятся частью огромного "заповедника" - одного на все времена. И нежданно замираешь, слушая, как современно звучит сегодня этот блестящий довлатовский текст.
Алёна Карась, Москва

Премьера

27 ноября на Малой сцене состоится премьера спектакля «Следы материнских морей» по повести Марины Цветаевой «Мать и музыка». Режиссер – Екатерина Максимова. Играет Марианна Коробейникова.

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр