Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

«Заповедник» Довлатова как сборник анекдотов

Алиса Иванова,- Сайт «Фонтанка.ру» (www.fontanka.ru), 2009, 19 июля

17 июля Театр имени Ленсовета открыл новый сезон премьерой - режиссер Василий Сенин поставил «Заповедник» Сергея Довлатова. Сенин еще и написал инсценировку знаменитой повести, замахнувшись, таким образом, на творчество Довлатова в прямом смысле. 
С одной стороны, такая смелость понятна - все-таки в прозе Довлатова для того, чтобы она стала спектаклем, слишком много авторских размышлений и маловато диалогов и действия. Вот Сенин и превратил монологи в диалоги, убрал одних героев и ввел других и вообще, мягко говоря, несколько изменил композицию повести. То есть переделал культовое произведение под себя. Вернее, под свои режиссерские фантазии. А фантазий у этого режиссера хоть отбавляй. 
Как тут не процитировать героя «Заповедника» графомана Потоцкого: я писатель типа Чехова, написать могу, о чем угодно. Вот и про режиссера Сенина можно сказать: может поставить что угодно, смешав при этом все жанровые понятия. Станиславский и Андрей Могучий в одном флаконе - так примерно можно охарактеризовать режиссерский стиль Сенина. Плюс немного авангарда, немного технических достижений, чуть-чуть народности, малость обнаженки и, конечно, песни с танцами и шутками. Налицо желание угодить всем зрительским категориям, чтобы заглянувший в театр отдохнуть неискушенный зритель после спектаклей Сенина остался вполне доволен. 
В случае же с «Заповедником» все сложнее - поклонники Довлатова, жаждущие еще раз прикоснуться к тонкой, романтичной и ироничной прозе, после премьеры остались в полном недоумении: куда, собственно, вся эта романтика и тонкость подевались?! И почему ирония превратилась в обычную хохму? Не знакомые же с творчеством писателя увидели просто анекдотическую историю, непонятно зачем, по их мнению, отягощенную ненужными лирическими отступлениями. 
Начинается же этот анекдот с того, что некий фактурный человек в белых брюках клеш и сексуально расстегнутой черной рубахе едет в Пушкинские Горы. Как понимают знатоки творчества Довлатова, это и есть главный герой, он же прототип автора. То, что он не хочет работать и страдает, становится ясно и незнатокам из не слишком внятных бесед жены героя (Анна Ковальчук) и Александра Сергеевича Пушкина (в полном гриме актер Олег Федоров вылитый поэт). Пушкин вообще станет в спектакле едва ли не главным действующим лицом - в основном, он будет цитировать тексты Довлатова. А в конце первого действия вдруг схватится за микрофон и споет песню Джо Дассена, на которого, как оказалось, тоже очень похож. После этого все второе действие ждешь, когда же «Довлатов» споет что-нибудь из Элвиса Пресли, но до этого создатели спектакля почему-то не додумались, хотя ассоциации налицо. Еще поэт будет шалить, ходить с рожками из перьев, а в драматичном финале вместе с расстроенным героем вдруг загрустит и прочтет «из себя»: «На свете счастья нет, а есть покой и воля». Этим режиссер, видимо, хочет сказать, что Довлатов и Пушкин - практически едины. В общем, Александр Сергеевич вносит в действие заметное оживление... 
Чего нельзя сказать о самом герое - актер Артур Ваха, конечно, похож на Довлатова, но отношение к своему персонажу у него странное. Весь спектакль этот красивый человек ходит по сцене с совершенно одинаковым выражением лица и с совершенно одинаковыми интонациями цитирует довлатовские афоризмы, будто учебник читает. Наверное, в представлении актера так выглядит ироничный человек с непростой личной и творческой жизнью. Правда, что там так непросто в этой жизни, зрители узнают только ближе к финалу, а пока - опять анекдот. Приехал мужчина подработать экскурсоводом в пушкинские места, а там - одни девушки одинокие, самых разных возрастов и социальных статусов. И все сильно озабоченные - делают вид, что творчеством Пушкина, а на самом деле - отсутствием мужчин. Так что все первое действие публика имеет возможность радостно наблюдать разнообразные формы этой женской озабоченности, старательно сыгранные актрисами театра, среди которых выделяется Лариса Луппиан в роли хранительницы музея. И весь абсурд советской музейщины, так ярко описанной Довлатовым, когда каждое слово - под контролем, на фоне этого женского комикования как-то уходит на второй план. 
Еще в первом действии появляется вечно пьяный хозяин дома, где живет главный герой, и другие нетрезвые местные жители. Но если в повести колоритному хозяину автор уделяет массу внимания, то в спектакле раскрытие этого образа ограничивается парой матерных фраз и шатающейся походкой - замечательному актеру Владимиру Матвееву явно негде развернуться. Правда, смех в зале, как и положено, эти персонажи вызывают. Ну, а для того, чтобы создателей спектакля не заподозрили в слишком уж явном желании развлечь публику, все комические сцены предваряются серьезными цитатами из повести, что появляются на заднем плане. 
Случаются в первом действии и драматические эпизоды, но они явно выпадают из настроения. А уж когда во второй части вдруг начинается резкий переход на «серьёз», развеселившаяся вначале публика никак не хочет перестраиваться. Поэтому и приезд жены героя, и другие драматические моменты, призванные объяснить, что на самом деле повесть Довлатова - не сборник шуток, терпят крах - начинается массовый исход зрителей. И спасти постановку уже не могут ни видеоряд, сопровождающийся песней Жанны Агузаровой о прекрасной стране и немотивированно оголившейся под это дело актрисой, ни неприличные байки, ни пение покидающей страну героини Ковальчук, не призванный вызывать умиление ребенок, ни наряженные в одежду пушкинских времен герои в финале, ни красиво падающий на них снег... И еще много разных режиссерских «находок» и «открытий», которые, может быть, и хороши как демонстрация неограниченной фантазии создателей спектакля и технических возможностей театра, но никак не передающие те чувства и настроения, которыми полна повесть. Ведь свой «Заповедник» Довлатов писал в трагический момент вынужденного расставания с убогой, пьяной и несчастной страной, без которой он, тем не менее, не мог жить. А она стала для создателей спектакля «Заповедник» лишь объектом насмешек. 
Алиса Иванова

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр