Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

«Заповедник» честности

Наталья Полянская,- "Россия", 2009, №34 , 3 сентября

Спектакль «Заповедник», который молодой режиссер Василий Сенин поставил в Петербургском театре имени Ленсовета, стал премьерой сезона. И прогремел на всю страну. Пушкин на сцене поет Джо Дассена, а лирический герой Борис (второе «я» Сергея Довлатова) мечется между полусумасшедшими служительницами Пушкинских гор, уезжающей на Запад женой и своими душевными терзаниями

 

 

Спектакль «Заповедник», который молодой режиссер Василий Сенин поставил в Петербургском театре имени Ленсовета, стал премьерой сезона. И прогремел на всю страну. Пушкин на сцене поет Джо Дассена, а лирический герой Борис (второе «я» Сергея Довлатова) мечется между полусумасшедшими служительницами Пушкинских гор, уезжающей на Запад женой и своими душевными терзаниями, о которых думает под аккомпанемент водки и соленых огурчиков.

Новшеств и аллегорий в спектакле хоть куда. Поэтому одни критики истерично ругают «Заповедник», другие – бесконечно хвалят. Наверное, пора дать слово непосредственно автору громкой постановки. О чем он хотел прокричать своим спектаклем?

 

– Почему именно Сергей Довлатов?

– Потому что Довлатов, как и Пушкин, – «наше все». Он близок мне теми трагическими вещами, которых хотелось бы иметь в жизни меньше. Человек чувствует себя не очень счастливым и в конечном счете задумывается: почему жизнь именно такая? А еще меня интересовал слепок общества, которое, на мой взгляд, совершенно не изменилось. В данном случае я обратился ко времени, когда только родился. Задумался: почему люди жили, убивали себя, заводили детей, расставались с любимыми? И почему в этой ситуации мои родители решили зачать меня?

– Вы ведь то время практически не помните. Как удалось погрузиться в эпоху?

– Наверное, это генная память. У нас в стране, к сожалению, не только генотип – у нас фенотип не меняется. Меня удивляют люди, которые считают, что в России что-то стало другим и что Довлатов – про «то» время. Думать о разнице между «золотыми» семидесятыми и «бриллиантовыми» десятыми – все равно, что различать оттенки дерьма. Предмет от этого лучше не делается.

– Актер Артур Ваха сразу стал Довлатовым?

– Он не Довлатов, он лирический герой Борис. И меня очень волновала тема «лирического героя». Остальное распределение актеров получилось как-то само собой. Анна Ковальчук, Лариса Луппиан и другие действующие лица сделали спектакль глубоким.

– Одни ваш «Заповедник» ругают, другие называют самой интересной премьерой сезона. Что вы на это ответите?

– Наверное, вторые правы. Если между мнениями возникает дистанция такого размера, я рад.

– Многих шокировало, что Пушкин в спектакле поет Джо Дассена. Как возникла такая идея?

– Когда мы репетировали Довлатова, я увидел в метро рекламу с кастрированными строками писателя. «В этом городе, в соединении воды и гранита рождается совершенно особая атмосфера, в которой невозможно быть лентяем». В рекламе стоит точка. А у Довлатова – запятая и есть продолжение: «Но мне удавалось».

Пушкин, поющий Джо Дассена, – попытка объяснить, что не нужно проституировать на жизни, на судьбе, на нервах, слезах живого человека – писателя, который погиб, не прожив и сорока лет. И другого человека, тоже писателя, который, возможно, в этом городе стал бы никем, если б не уехал. У Маяковского есть такое стихотворение «Нате!», оно о том же. Не все люди, к сожалению, понимают, почему в нашей стране стал актуален жанр сатиры. Когда в каком-то обществе этот жанр становится актуален, значит, общество несвободно.

– И все же та «несвобода» семидесятых и «оковы» нашей эпохи отличаются?

– Наше отличие от семидесятых только одно: люди, которые тогда по каким-то причинам делали зло, понимали, что они его делают. И от этого возникала «кухонная» культура. В спектакле есть небольшая роль – Леня из Кулунды. Он прекрасно осознает, что творит, и от этого мучается, ищет себе оправдание. А в наше время, как написал Бродский, «Сильные гибнут. Тогда как племя Слабых – плодится и врозь, и оптом.…» Поэтому в обществе перестало быть приличным понимать, что ты делаешь плохое. Люди существуют под девизом «Все ок! Так и надо жить». У них исчез внутренний конфликт.

– Вы своим «Заповедником» пытаетесь его пробудить?

– Я не думаю, что искусство может поменять общество. И не беру на себя функцию манифестного автора. Жизнь слишком коротка для того, чтобы быть революционером, и менять что-то через кровь, насилие и топтание в грязь других. Я говорю о том, что меня мучает. Делал этот спектакль не для людей – для себя скорее. Для того чтобы услышать ответы на свои вопросы. И понять, что не одинок в тех мыслях, которые бродят в моей голове.

 

ЗОЛОТОЙ СОФИТ

Объявлены номинанты Высшей театральной премии «Золотой Софит» сезон 2016-2017гг.

Подробнее

Человек родился!

Поздравляем Юрия БУТУСОВА и его жену Марию с рождением сына!

Закрытие сезона

Уважаемые зрители! 6 июля театр закрыл сезон. Новый сезон откроется 9 сентября спектаклем Юрия Бутусова "ГОРОД.ЖЕНИТЬБА.ГОГОЛЬ.". Касса театра откроется 9 августа. Билеты можно купить на сайте театра и во всех кассах города. Ждем вас на наших спектаклях!

Тартюф

Уважаемые зрители! Открыта продажа билетов на предпремьерный показ спектакля «Тартюф» 10 ноября в 19.00. Стоимость - 500 рублей. Билеты на сайте, в кассе театра и во всех кассах города. Открыта продажа на премьеру спектакля «Тартюф» на 11 и 12 ноября, начало в 19.00.

Гастроли в Москве

29 июня спектакль «СОН ОБ ОСЕНИ» был показан на сцене Московского Губернского театра в рамках летнего фестиваля «Сезон Станиславского».

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Туристическая компания Im Voyager" Телеканал Санкт-Петербург
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр