Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

«Заповедник» честности

Наталья Полянская,- "Россия", 2009, №34 , 3 сентября

Спектакль «Заповедник», который молодой режиссер Василий Сенин поставил в Петербургском театре имени Ленсовета, стал премьерой сезона. И прогремел на всю страну. Пушкин на сцене поет Джо Дассена, а лирический герой Борис (второе «я» Сергея Довлатова) мечется между полусумасшедшими служительницами Пушкинских гор, уезжающей на Запад женой и своими душевными терзаниями

 

 

Спектакль «Заповедник», который молодой режиссер Василий Сенин поставил в Петербургском театре имени Ленсовета, стал премьерой сезона. И прогремел на всю страну. Пушкин на сцене поет Джо Дассена, а лирический герой Борис (второе «я» Сергея Довлатова) мечется между полусумасшедшими служительницами Пушкинских гор, уезжающей на Запад женой и своими душевными терзаниями, о которых думает под аккомпанемент водки и соленых огурчиков.

Новшеств и аллегорий в спектакле хоть куда. Поэтому одни критики истерично ругают «Заповедник», другие – бесконечно хвалят. Наверное, пора дать слово непосредственно автору громкой постановки. О чем он хотел прокричать своим спектаклем?

 

– Почему именно Сергей Довлатов?

– Потому что Довлатов, как и Пушкин, – «наше все». Он близок мне теми трагическими вещами, которых хотелось бы иметь в жизни меньше. Человек чувствует себя не очень счастливым и в конечном счете задумывается: почему жизнь именно такая? А еще меня интересовал слепок общества, которое, на мой взгляд, совершенно не изменилось. В данном случае я обратился ко времени, когда только родился. Задумался: почему люди жили, убивали себя, заводили детей, расставались с любимыми? И почему в этой ситуации мои родители решили зачать меня?

– Вы ведь то время практически не помните. Как удалось погрузиться в эпоху?

– Наверное, это генная память. У нас в стране, к сожалению, не только генотип – у нас фенотип не меняется. Меня удивляют люди, которые считают, что в России что-то стало другим и что Довлатов – про «то» время. Думать о разнице между «золотыми» семидесятыми и «бриллиантовыми» десятыми – все равно, что различать оттенки дерьма. Предмет от этого лучше не делается.

– Актер Артур Ваха сразу стал Довлатовым?

– Он не Довлатов, он лирический герой Борис. И меня очень волновала тема «лирического героя». Остальное распределение актеров получилось как-то само собой. Анна Ковальчук, Лариса Луппиан и другие действующие лица сделали спектакль глубоким.

– Одни ваш «Заповедник» ругают, другие называют самой интересной премьерой сезона. Что вы на это ответите?

– Наверное, вторые правы. Если между мнениями возникает дистанция такого размера, я рад.

– Многих шокировало, что Пушкин в спектакле поет Джо Дассена. Как возникла такая идея?

– Когда мы репетировали Довлатова, я увидел в метро рекламу с кастрированными строками писателя. «В этом городе, в соединении воды и гранита рождается совершенно особая атмосфера, в которой невозможно быть лентяем». В рекламе стоит точка. А у Довлатова – запятая и есть продолжение: «Но мне удавалось».

Пушкин, поющий Джо Дассена, – попытка объяснить, что не нужно проституировать на жизни, на судьбе, на нервах, слезах живого человека – писателя, который погиб, не прожив и сорока лет. И другого человека, тоже писателя, который, возможно, в этом городе стал бы никем, если б не уехал. У Маяковского есть такое стихотворение «Нате!», оно о том же. Не все люди, к сожалению, понимают, почему в нашей стране стал актуален жанр сатиры. Когда в каком-то обществе этот жанр становится актуален, значит, общество несвободно.

– И все же та «несвобода» семидесятых и «оковы» нашей эпохи отличаются?

– Наше отличие от семидесятых только одно: люди, которые тогда по каким-то причинам делали зло, понимали, что они его делают. И от этого возникала «кухонная» культура. В спектакле есть небольшая роль – Леня из Кулунды. Он прекрасно осознает, что творит, и от этого мучается, ищет себе оправдание. А в наше время, как написал Бродский, «Сильные гибнут. Тогда как племя Слабых – плодится и врозь, и оптом.…» Поэтому в обществе перестало быть приличным понимать, что ты делаешь плохое. Люди существуют под девизом «Все ок! Так и надо жить». У них исчез внутренний конфликт.

– Вы своим «Заповедником» пытаетесь его пробудить?

– Я не думаю, что искусство может поменять общество. И не беру на себя функцию манифестного автора. Жизнь слишком коротка для того, чтобы быть революционером, и менять что-то через кровь, насилие и топтание в грязь других. Я говорю о том, что меня мучает. Делал этот спектакль не для людей – для себя скорее. Для того чтобы услышать ответы на свои вопросы. И понять, что не одинок в тех мыслях, которые бродят в моей голове.

 

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр