Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Юстина Вонщик: «Театр для меня – лаборатория, а происходящие там процессы дают мне необходимую для жизни энергию»

Станислав Карпёнок,- GAZETA PETERSBURSKA, February 17, 2016

Юстина Вонщик родилась в Польше, закончила Политехнический университет в Гданьске, затем изучала русскую филологию. В 2010 году стала лауреатом Общепольского конкурса чтецов русской поэзии. Обучалась в Актерском училище им. Алексея Севрука в Ольштыне. Выпускница Санкт-Петербургской Государственной Академии театрального искусства, актриса Театра им. Ленсовета,  сыграла в нескольких спектаклях (в том числе «Семейное счастье», «Кабаре Брехт», «Макбет. Кино», «Строитель Сольнес», «Флейта-позвоночник»).

Как родилась Ваша любовь к театру, к актерскому искусству? Кто-нибудь из Вашей семьи связан с театром?

– Это был мой собственный путь. Никто в моей семье не занимался театральным искусством. Когда я начала ходить на занятия по актерскому мастерству, мои родители не понимали, зачем мне это нужно. А я следовала зову сердца, я чувствовала, что мне это необходимо. Я родилась в небольшом городке Оструде, на северо-востоке Польши. Всё началось именно там с нашей небольшой театральной группы. Моника Казимерчик собрала молодых людей, не имевших никакого отношения к искусству, и создала театр практически с нуля. И в течение нескольких лет мы вели активную творческую деятельность, пока все не разъехались по разным городам. Я чувствовала огромную силу от того, что люди могут вот так вот встречаться и совершать, казалось бы, невозможные вещи. Из ничего рождалось нечто прекрасное.  Потом мы разъехались на учёбу кто куда, но всё равно часто возвращались в наш родной город, чтобы что-нибудь вместе организовать. Сила искусства невероятна, я уже тогда это почувствовала. Но потом я решила пойти совсем другой дорогой и поступила в Политехнический университет. Я обожала и до сих пор обожаю математику! Она очень близка к творчеству. После окончания университета нужно было искать работу, доказывать, что я нужна в своей профессии. Как оказалось, тогда мне это было не под силу, и я решила отложить диплом инженера.

Szczęści rodzinne

Но идею заниматься театром Вы не бросили?

– Она всегда была со мной. Во время учёбы я искала людей, влюбленных в театр, вместе с которыми можно было бы что-то творить. Я училась в Гданьске, а это очень динамичный город, он постоянно творчески развивается, там много всего происходит. И однажды настал такой момент, когда я посмотрела почти все спектакли на сцене театра «Выбжеже» и поняла, что уже никогда не смогу ходить в театр, если буду всего лишь зрителем, что я должна оказаться по другую сторону сцены. А раз театр приносит мне столько радости, надо что-то с этим делать.

И тогда Вы поступили в Театральное училище в Ольштыне?

Сначала я пыталась поступить в другие театральные училища, но ничего не получалось. Каждый раз чего-то не хватало. Тогда мне казалось, что дело во мне, что я недостаточно талантлива. И я возвращалась к той жизни, которую выстраивала. Я пробовала поступить пять раз. В первый раз я просто хотела посмотреть, чем занимаются студенты в театральных вузах. Я тогда училась в Политехническом и считала, что у меня есть свой безопасный мир, в материальном смысле, что то, чем я занимаюсь, позволит мне найти работу и твердо стоять на земле.

Вы боялись выйти из зоны комфорта?

– Кончено. Я боялась рискнуть. Сейчас я понимаю, что вначале действовала слишком осторожно. А когда, наконец, была готова поставить всё на карту, как мне казалось, комиссия высоко меня оценивала, но в школу не принимала – я была уже слишком сформировавшейся личностью, полностью готовой для работы на сцене. Тогда я решила, что моё время прошло, что это просто не мой путь и пора возвращаться к реальной жизни. И я начала учить русский язык, который уже давно меня интересовал.

Flet kręgosłup (2)

Самостоятельно?

– Нет, после окончания Политехнического я поступила на русскую филологию. Я хотела выучить язык и читать русскую литературу. К уже полученной профессии я планировала добавить знание русского. Но не вышло. Ведь именно на русской филологии в моей жизни появились люди, которые не позволили мне забыть о театре. Я имею в виду двух конкретных людей, сыгравших тогда очень важную роль в моей жизни. Одной из них была моя преподавательница русской литературы. Она отправила меня на Общепольский конкурс чтецов русской поэзии. Конечно же, я с радостью согласилась, поехала в Краков на конкурс, и там случилось нечто невероятное и волшебное – я его выиграла.

Kabare Brecht

Какие стихи Вы читали?

– Стихотворение Николая Заболотского Некрасивая девочкаЧертовы качели Фёдора Сологуба и ОнаЗинаиды Гиппиус. Как раз на конкурсе мне и подбросили идею получить  грант и попробовать поступить в театральный вуз не Польше, а России. Но в Петербург я тогда ещё не поехала… сначала была Актерское училище им. Александра Севрука в Ольштыне. Я поехала туда сразу же после конкурса, сдала экзамены, и там меня приняли с распростёртыми объятьями, как будто бы ждали меня все эти годы! И тогда я решила рискнуть.

Kabare Brecht (2)

И Вы отказались от своей прежней налаженной жизни?

– Да, такой настоящей и стабильной. Я начала изучать актерское мастерство в Польше. Но Россия продолжала меня привлекать, мне не хотелось терять связь с русской культурой, я ведь знала, что не просто так учила русский, поглощала русскую литературу, а диплом писала о романе Братья КарамазовыДостоевского. И тогда настало время для Петербурга. Благодаря поддержке Министерства Культуры Российской Федерации я смогла поехать на стажировку в СПбГАТИ, а через год я должна была вернуться в Польшу и доучиться уже там. Но года мне не хватило :-). Так что я закончила Санкт-Петербургскую Государственную Академию театрального искусства, живу здесь уже три с половиной года и работаю в Театре им. Ленсовета.

Makbet.Kino

Как Вам кажется, есть разница между польской и русской театральной школой?

– Есть разница в свободе и в процессе творческого поиска, в России на это отводится гораздо больше времени: можно искать, углублять. Теоретически, программа ничем не отличается от польской, но какие-то вещи могут закончиться после четырёх лет обучения, а могут и не закончиться, могут закончиться много лет спустя. В Польше мы работаем над чем-то по полгода, потом оцениваем результат и двигаемся дальше. Как будто отделяемся от того, что уже успели проработать.

Makbet.Kino (2)

Такая система больше ограничивает?

– Скорее, дело в самом понятии времени, в системе обучения, где время играет существенную роль. Не получается полностью освободиться и отдаться поисковому процессу. В России принята система одного мастера, который ведёт курс в течение четырех лет, он для студентов важнее всех. В Польше педагоги чаще меняются, гораздо больше людей может повлиять на твоё профессиональное развитие, направить в совершенно неожиданную для тебя сторону. Только на третьем курсе начинается работа с режиссёром, тогда актёры познают все нюансы работы в театре. В России это происходит как-то само собой. В течение четырёх лет ты осваиваешь сцену, прислушиваешься к себе, побеждаешь робость. На сцене это всегда именно ты, ты всё пропускаешь через себя, ничего не играешь. В России граница между сценой и жизнью быстро стирается, Академия поглощает всю твою жизнь, становится ею на время обучения.

Есть ли кто-то, кого Вы считаете своим мастером, кто оказал на Вас наибольшее влияние?

– Режиссёр моего театра – Юрий Бутусов, мой компас и проводник. Он никогда не позволяет останавливаться на достигнутом, постоянно вдохновляет на новые поиски. Сам процесс поиска очень не прост, но безумно интересен, а когда наконец-то находишь то, что нужно, начинается настоящая химическая реакция. В этом вся магия театра! Мне очень повезло, что я попала именно в этот театр, к такому выдающемуся режиссёру. Если бы не эта встреча, я бы и не осталась в России.

Какая из сыгранных ролей для Вас самая важная?

Budowniczy Solness (2)– Сложно сказать. Часто то, что рождается на репетициях и чего мы в итоге не показываем зрителям, имеет для меня наибольшую ценность. Каждая проделанная работа для меня по-своему важна. Мы начинали со спектакля Эскизы на основе фрагментов из разных произведений Достоевского. Я выбрала фрагменты из Братьев КарамазовыхИдиотаи Записок из подполья.  Это была моя первая работа в рамках театральной мастерской, очень важная для меня. Потом из этого получился целый спектакль, правда, мы его уже не играем, но он всё ещё дорог моему сердцу.

А вот спектакль Семейное счастье по Толстому родился из экзамена по сценической речи с нашим педагогом Татьяной Павловец. Это была очень ценная работа с текстом, в которой нужно было поддаться слову. И это был важный для меня урок.

Ещё для меня очень важна работа над спектаклемСтроитель Сольнес Ибсена. Его режиссировал мой однокурсник Кирилл Фролов, которого я знала на тот момент  уже четыре года, и вот мне нужно было полностью ему довериться. Мы нашли определённый язык. И хотя трудности были, мы не переставали верить, что у нас всё получится. Это невероятно важно, чтобы режиссёр верил в тебя как в артиста и как в человека. Вера способна творить чудеса. Иногда ты и сам не веришь, но кто-то другой верит, и тогда ты тоже понимаешь, что тебе это под силу, и наступает тот самый момент преодоления себя, своих внутренних границ. Происходит нечто непостижимое для человеческого разума.

Ваш репертуар очень разнообразен, например, Вы играете в музыкальном спектакле по мотивам стихотворений Маяковского.

– Да. Режиссёр спектакля – Максим Диденко. Вообще весь этот год у меня получился очень музыкальный. В спектакле Флейта-позвоночник мы интерпретируем поэзию Маяковского под музыкальное сопровождение. С помощью пластики пытаемся выразить то, как чувствуем его стихи. Ведь слово – это всегда повод для фантазии, а уж тем более, когда речь идёт поэзии, да ещё и Маяковского! Потому и получилось такое богатое на краски и звуки представление.

Что Вы считаете своим успехом?

– Я не умею говорить об успехе, я не знаю, что это такое. Когда у меня что-то получается, я вижу, что ещё нужно сделать, чувствую, что мне необходимо развиваться.  Конечно же, я очень рада, что окончила Академию. Решение уйти в театральный вуз было непонятным для многих моих знакомых и для моей семьи, и я счастлива, что смола реализовать всё это, что сумела рискнуть. Я знала, что учиться в России будет нелегко, но когда ты идёшь своей дорогой, не боясь никаких преград на пути, то случаются невероятные вещи и всё складывается, так или иначе. И постепенно ты начинаешь развиваться в этом направлении, если это действительно твоё. Мой главный успех в том, что я тогда всё-таки рискнула, не испугалась и не сдалась.

Szczęście rodzinne

Какое впечатление произвёл на Вас Санкт-Петербург, Россия?

Мои ощущения постоянно меняются. Когда я только приехала в Петербург, я была в восторге от того, как тепло меня этот город принял. До этого я много путешествовала, но за границей никогда не жила подолгу. Благодаря людям, с которыми я знакомилась, и, конечно же, моей открытости, я очень быстро начала чувствовать себя как дома, разве что язык поменялся :-). Я помню, какое огромное впечатление на меня произвели контролёры в автобусах. Живые люди! Если скажешь им, куда тебе нужно доехать, и вдруг по дороге заснёшь, они тебя разбудят.  Потом наступил этап, когда я устала от такого безумного количества людей вокруг и поняла, что мне необходимо создать себе какое-то личное пространство.

Было немало приключений с бюрократией. Чиновники мою фамилию как только не писали, и мне постоянно приходилось доказывать, что я это я. Поначалу это было даже забавно, но потом стало раздражать, и я постоянно с ними ругалась. В такие моменты не раз хотелось убежать обратно в Польшу. Но я до сих пор этого не сделала, а значит, что-то меня здесь держит… да и сам Петербург я только начала по-настоящему узнавать, как мне кажется. С самого начала я была для него открыта, но так, как на тот момент умела. А сейчас начался следующий этап нашего знакомства :-). Жить в Петербурге  непросто, виной тому и географическое положение, и его непростая история. Но когда так не хватает солнечный энергии, Петербург предлагает взамен силу другого рода, исходящую от высокоразвитого искусства.

Наверняка театр придаёт Вам сил?

– Конечно, он как солнце, даёт мне необходимую для жизни энергию. Театр – это обмен энергией, сначала между самими актерами, а потом между ними и зрителями. А еще это лаборатория, в которой происходят процессы самопознания, открытия в себе чего-то нового. В театре мы должны чувствовать себя как дети – быть свободными, открытыми, счастливыми. Нас всех объединяют одни и те же чувства, мы можем рассказать о них, в чём-то признаться, очиститься, а с чем-то можем не согласиться, разозлиться, запротестовать. И во всём этом мы и любим, и терпим одинаково.

Петербургский зритель отличается от зрителей в других городах России?

– В чём-то, конечно, отличается. В Петербурге всё еще сохранилась мода ходить в театры, обычно зрители начитаны, хорошо знают русскую литературу, они готовы к полноценному восприятию пьесы. В тоже время петербургские зрители кажутся мне немного закрытыми, может быть, они не хотят, чтобы нарушались определенные границы. Думаю всё дело в страхе, мы боимся впускать что-то новое в свои души. А насколько открыты польские зрители? Не знаю… Даже если они более открытые, чем русские, еще вопрос, подходят ли они так же серьезно к представлению и переживают ли его так глубоко. Театр в Польше стал очень интеллектуальным, зрителя постоянно заставляют думать, и часто режиссеры только на этом и играют, но нет никаких чувств, там ничего не происходит.

Какие спектакли недавно произвели нас Вас сильное впечатление?

– Огромное впечатление на меня произвели спектакли гастролировавших в Петербурге московских театров, например, Семейное счастье мастерской Петра Фоменко. Прекрасный спектакль! Так легко и просто рассказанная история, буквально парящая над сценой… и так западает в душу. И еще один спектакль (произносит по-русски) «послевкусие» которого живёт во мне до сих пор – Евгений ОнегинРимаса Туминаса, спектакль театра им. Вахтангова. Хочется сказать по-русски, это просто (снова на русском) «волшебный спектакль»! Ещё я слежу за тем, что делают польские режиссёры на российской сцене. Например, Кристиан Люпа поставил Чайку в Александрийском театре, а Кшиштоф Горбачевский представил там Макбета на Новой сцене.

Где Вы черпаете вдохновение?

– Силы придают мои друзья и семья. Их вера в меня. Разговоры и встречи. Кроме театра у меня есть другие небольшие увлечения. И, конечно же, природа! Общение с природой даёт мне огромную силу. Тот регион Польши, откуда я родом, называют Страной лесов и озёр. В одном только небольшом городке, где я жила, целых двенадцать озёр!

Каковы Ваши планы на будущее?

– Сложно сказать, что будет дальше, пока что я здесь живу и работаю. Сейчас мы работаем над шведской пьесой Ларса Нурена Демоны под руководством Дениса Хусниярова. Премьера состоится уже 19 декабря. Это очень непростой материал с характерным шведским настроем, может быть, чем-то похожим на петербургский…

Demony-3

Что Вы хотели бы пожелать читателям «Газеты Петербургской»?

– В праздники всегда важно уметь остановиться, чтобы открыться другому человеку, в чём-то признаться, сделать то, что давно откладывал. Желаю всем читателям смелости и открытости, чтобы сказать близкому человеку, как вы его любите. Давайте делиться своими чувствами, а не убегать от них… Только тогда мы сможем найти ответы, услышать слова, которые так нам нужны сейчас. Желаю вам прекрасных и честных разговоров, смотрите друг другу в глаза.

Спасибо за беседу!

Фото предоставлены пресс-службой Театра им. Ленсовета

Беседовал Станислав Карпёнок
Перевод с польского: Анна Светлова

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр