Top.Mail.Ru

ЮРИЙ БУТУСОВ ВОЗЬМЕТСЯ ЗА ПЬЕСЫ ШЕКСПИРА И ЧЕХОВА

СВЕТЛАНА МАЗУРОВА,- ТЕАТРАЛ, 4.09.2016

ТЕАТР ИМЕНИ ЛЕНСОВЕТА ОТКРЫЛ НОВЫЙ СЕЗОН

 
 
Главный режиссер Юрий Бутусов дал пресс-конференцию для питерских СМИ. Начал он, по традиции, с итогов прошлого сезона, рассказал о новых планах. А напоследок журналисты, как обычно, стали расспрашивать Юрия Николаевича о работе в Москве, противостоянии двух столиц, разнице между театрами и зрителями.
 
О наших достижениях 
 
– Предыдущий сезон был насыщенным, сложным. На большой сцене мы выпустили три спектакля, осуществили их с разной степенью успешности, но тем не менее, это важный этап в жизни театра. Пошли в сторону современной драматургии. Это спектакли The Demons Ларса Нурена в постановке Дениса Хусниярова, «Сон об осени» Юна Фоссе (ставил я), «Жанна» по пьесе Ярославы Пулинович (режиссер Мария Романова). На малой сцене вышел любопытный, на мой взгляд, и важный для театра спектакль «Странники» по рассказам Платонова (режиссер – Вера Камышникова). И Олег Леваков поставил «Цилиндр» Эдуардо де Филиппо. Пять премьер – это довольно серьезно, особенно в условиях очень непростой экономической ситуации.
 
Артистам важно работать. Это один из моих приоритетов. Труппа, которая, как мне представляется, находится в хорошей форме и по-прежнему остается одной из лучших и сильных в городе, благодаря сплоченности и тому, что закваска Игоря Петровича Владимирова еще жива. Мы пополняем труппу новыми интересными актерами. Один из наших успехов – Сергей Волков, получивший «Золотую маску»-2016 за лучшую мужскую роль («Кабаре Брехт»). Это событие и для театра, и для него: впервые «маску» получил молодой человек, дебютант, в конкуренции с маститыми артистами (Табаков, Семак…).
 
Еще отмечу успех на «Золотом софите» нашего спектакля «Город. Женитьба. Гоголь.»: лучший спектакль, лучшая работа режиссера, лучший актерский ансамбль (трио женихов -Сергей Мигицко, Александр Новиков, Евгений Филатов), лучшая женская роль (Агафья Тихоновна – Анна Ковальчук).
 
Спектакль Марии Романовой «Странствия Нильса», мюзикл по сказке Сельмы Лагерлеф, получил Гран-при Российской национальной премии-фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», стал лауреатом в пяти номинациях. Это большой успех.
 
Мне еще дали художественную премию «Петрополь». Это хвастовство. (Улыбнулся).Награды, конечно, приятны, но театр принял их спокойно, без шапкозакидательства. После того, как их получишь, про них надо забыть.
 
Вдруг выяснилось, что наши актрисы Светлана Письмиченко, Ирина Ракшина и завтруппой Евгения Попондопуло работают в театре 30 лет. Это много, вызывает большое уважение.
 
О потерях
 
Ушла из жизни Елена Майорова, наш легендарный помреж, 40 лет работавшая в театре (невероятная цифра!). Уже болела, но выпускала спектакль The Demons. Скоропостижно скончался актер Сергей Кушаков. 33 года служил в Театре Ленсовета. Летом ему исполнилось 60 лет, должны были отметить юбилей… Вдруг обнаружилось, что Сергей Иванович был настолько востребован, мы страшно от него зависим. Он играл много больших ролей, был занят в шести спектаклях. Это серьезные потери.
 
О планах
 
Планы у нас большие, сложные, надеюсь, они осуществятся.
 
Новый сезон посвятим классике. На большой сцене планируем выпустить в декабре первую премьеру: «Комната Шекспира» – по пьесе «Сон в летнюю ночь» и текстам Достоевского. Ставить буду в тандеме с Романом Кочержевским. Он актер, движется в сторону режиссуры, активно помогает мне. История сложная, и я буду рядом. Занята наша веселая молодежь и несколько представителей старшего поколения.
 
Дальше – чеховский «Дядя Ваня». Буду ставить я. Надеюсь, к весне созреем. В конце сезона поставлю еще одну пьесу Шекспира под условным названием «Гамлет».
 
У нас активно работает малая сцена. Первой премьерой станет в октябре «Венчание» Гомбровича в постановке Бениамина Коца, талантливого молодого польского режиссера. Сложнейшее произведение, абсурдистко-философского плана. Намерения интересные.
 
Планируется спектакль для артистов старшего поколения «Земля Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович. Постановку осуществит Юрий Цуркану, известный в Петербурге режиссер. Мария Романова, получив грант «Арлекина» на постановку, задумала фольклорный, музыкальный спектакль на основе русских народных сказок. В планах пьеса Аси Волошиной «Мама», экспериментальная работа.
 
Возможен спектакль (говорю с осторожностью) под условным названием «Портреты», рассказывающий о судьбах Всеволода Мейерхольда, Александры Коллонтай, Сергея Рахманинова, Ван Гога. Странный, казалось бы, коллаж: объединены разные люди, но они все – гении. Это результат последней режиссерской лаборатории, которую мы проводим уже три года вместе с куратором Асей Волошиной. Театру это нужно, чтобы двигаться дальше, чтобы появлялись молодые режиссеры. Мы проводим обсуждения, при этом я никого не учу, как надо делать, а просто из режиссерских эскизов выбираем то, что, на наш взгляд, нужно театру, и из чего может вырасти полноценный спектакль.
 
Лаборатория практическая. Над спектаклем «Портреты» будут работать ученик Вениамина Фильштинского Игорь Лебедев, выпускница ВГИКа Виктория Привалова и наши молодые артисты Марк Овчинников, Римма Саркисян.
 
Театр Ленсовета, по сути, родина советско-российского мюзикла. Игорь Петрович Владимиров раньше других стал тут открывателем дорог. И мы продолжаем его дело. В планах мюзикл для детей «Голубой щенок» Геннадия Гладкова и Юрия Энтина. Театр должен петь и танцевать, а не только страдать и плакать. Важно еще, что история предложена нам внуком Владимирова – Никитой Владимировым, продюсером. Мы хотим дружить, хотим, чтобы он был с нами.
 
О репертуаре театра
 
Хочется выпускать много спектаклей, не хочется уступать (хотя понятно, что это большие затраты). Траты на культуру секвестируются. Это общие проблемы. Здравый смысл подсказывает: выпустите один спектакль, репетируйте год. Но это губительно и для театра, и для меня лично. Актеры должны работать, а репертуар обновляться.
 
За пять лет мы существенно обновили репертуар, но недостаточно. Наверное, на перестройку и изменение лица театра уходит больше, чем пять лет. Может быть, десять. Я хочу, чтобы это произошло быстрее. Поэтому предлагаю много названий, кардинальным образом меняющих художественный вектор, так мне кажется. Понятно, что это требует денег. Стараемся, крутимся. Директор Валерий Борисович Градковский переживает, я ставлю его в неудобное положение – надо доставать деньги. Параллельно мы делаем ремонт, изменили архитектуру зала, меняем звук.
 
Из «бульварного» театра, направленного больше в сторону развлекательности, мы двигаемся к проблемному театру, ставящему вопросы, сложные творческие задачи, высокую классику. Не хочу никого уничижать, но я бы хотел, чтобы мы стали другим театром. Безусловно, развлекательная функция театра неотъемлема, театр должен быть интересным – по форме, по поставленным вопросам, задачам.
 
О публике
 
Сейчас у нас есть разные спектакли. Из далекого прошлого в том числе - они востребованы зрителем. Я стараюсь держать баланс в этом смысле. На разных спектаклях можно увидеть разных людей. Благодаря новым спектаклям мы имеем большой контингент красивой, молодой, умной, современной публики. Они любят то, что мы делаем, ходят на одни и те же спектакли по многу раз. У театра должны быть фанаты, и у наших красивых актрис должны быть поклонники, а у актеров – поклонницы.
 
О гастролях
 
Гастрольная жизнь налаживается. Интерес к театру большой. Очень много приглашений, престижных, но не все, к сожалению, можем осуществить из-за финансовых трудностей.
 
В прошлом сезоне мы гастролировали в Москве с «Макбет. Кино.», в Таллинне показали «Все мы прекрасные люди» в рамках программы «Золотая Маска в Эстонии», а в Новокузнецке со спектаклем «Флейта-позвоночник» участвовали в фестивале-лаборатории «Маяковский зажигает звезды».
 
 20 сентября спектакль «Город. Женитьба. Гоголь.» будет показан в Афинах - на исторической сцене Национального театра Греции в рамках Международного фестиваля «Петербургский театральный сезон». Приятный подарок. А в октябре будем играть этот спектакль в Минске на сцене Национального театра имени Янки Купалы, в рамках международного театрального форума TEART.
 
О работе в Москве
 
Я хочу много работать. Когда работаю мало, я в плохом настроении. Преподаю на курсе Сергея Женовача – четвертом, выпускном. Очень интересный, хороший курс. Приходите на спектакли в ГИТИС.
 
В Театре имени Пушкина у меня премьера в середине ноября, если все будет хорошо. Это юношеская пьеса Бертольта Брехта «Барабаны в ночи». Егор Перегудов сделал новый перевод (он же переводил «Доброго человека из Сезуана»). Еще есть несколько предложений, они на стадии обсуждений.
 
Меня часто спрашивают, отличаются ли работа и зрители в Москве от питерских. Конечно, отличаются. Это мое личное ощущение. Не хочется говорить о разнице в количестве денег, количестве шума. Не хочу обобщать, это настолько индивидуально, лично. Пытаюсь работать и здесь, и там, не хочу это останавливать. В Москве многие относятся ко мне с любовью, мне это тоже важно: человек ведь идет туда, где его любят. Здесь тоже меня любят, но не все. Это нормально. Здесь я родился, хочу продолжать здесь быть. Москва тоже замечательный город. Не хочу сравнивать, что лучше… В Москве есть много ужасного, купеческого, безобразного, безвкусного, но в то же время есть прекрасные люди, любящие свою профессию, театр.
 
Это сложный вопрос. Тут вот какой момент. Я же перемещаюсь из театра в театр, из кулисы в кулису, из закулисья в закулисье, а театры пахнут одинаково. Ну есть какая-то разница... У меня маршруты очень ограниченные: Театр Пушкина, ГИТИС, «Сатирикон», Вахтанговский театр, одни и те же кафе. Прекрасные труппы Театра Пушкина, «Сатирикона», где работают люди, с которыми я пуд соли съел, которых я, безусловно, люблю. «Королю Лиру» в этом году будет 10 лет. Это самый длительный срок для спектаклей в истории «Сатирикона».
 
Прекрасный зритель есть в Москве и в Петербурге, и плохой – тоже. Есть чуткий, тонкий, отзывающийся, есть желающий только развлекаться. Я говорю именно про своего зрителя. Как здесь уходят с моего спектакля какие-то люди, так и там. Бывают смешные казусы. Люди говорят: «Подождите! А пьеса «Женитьба» начинается с другой сцены. До свидания!» И уходят. Или: «А почему артисты поют на немецком языке?» Встают и уходят. Приходят в «Сатирикон» на спектакль «Отелло»: «Ой, здесь нет Райкина!» И уходят. Или музыка кому-то кажется громкой, или считают, что «пьеса Булгакова не про это». Что я могу сделать?