Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Юрий Бутусов: Театр — дело молодое

Дмитрий Циликин,- Росбалт, 15/06/2013

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Новый герой "Росбалта" - Юрий Бутусов, один из самых талантливых режиссеров страны, третий год возглавляющий петербургский Театр имени Ленсовета, где когда-то начинал свой творческий путь. Тогда культовым был его спектакль "В ожидании Годо" с молодыми Константином Хабенским и Михаилом Пореченковым, теперь таким стал "Макбет. Кино", выпущенный в нынешнем сезоне.

 

- Министерство культуры разработало законопроект о проведении раз в пять лет конкурса на должности творческих работников. Предполагается, что это первый шаг к переходу на контрактную систему. Как вы к этому относитесь?

- Считаю это правильным. Очень трудно сочинить механизм, как это сделать, но, в принципе, контракт - абсолютно верная история. А что касается главных режиссеров или худруков - должно быть еще и ограничение по возрасту. Так или иначе, организм стареет, и терпеть это старение не всегда просто. И не всегда нужно. В конце концов, руководитель театра - это работник, который должен обеспечивать людям театра праздник. И ты должен вовремя понять, что уже не в состоянии сделать им праздник, - значит, пришла пора уступить место молодым.

Но сейчас ситуация стала, на мой взгляд, вообще дикой. Еще можно найти режиссеров, которые хотят строить театр-дом, воспитывать актеров, - то как раз самим актерам это не нужно. Потому что репертуарный театр ограничивает их свободу: они вынуждены играть в спектаклях, в которых не хотят, работать с режиссерами, которые им противны. Наконец, театр просто мешает их съемкам. При этом когда съемок нет, ты продолжаешь числиться штатным артистом труппы и получать хоть маленькую, но стабильную зарплату. Это совершенно нечестная ситуация.

- То есть модель государственного репертуарного театра сгнила изнутри?

- Мне кажется, да. Она изжила себя совершенно. За окнами что-то меняется, а здесь не меняется ничего. Гниение - я с таким термином согласен.

- Вам хочется большей свободы в формировании труппы, чем позволяют нынешние законы?

- Конечно, хотелось бы. Но вообще это очень сложный вопрос. Имею смелость полагать, что театр - дело молодое. Вот сейчас прошли экзамены третьего курса Театральной академии, набранного при Театре Ленсовета. На мой взгляд, из 20 человек примерно половина могут претендовать на то, чтобы продолжать жизнь в профессии и работать у нас.

- Могут претендовать или имеют право?

- То и другое. Они талантливы. Однако раз государство дает им возможность получить образование, вкладывает в это огромные деньги - оно должно принять на себя обязательства по их трудоустройству. У нас ведь нет для них мест, и, значит, в следующем году им придется бродить показываться по другим театрам. Или просто оказаться на улице. Конечно, мы ищем выход, пытаемся придумать схему, чтобы они остались в академии на пятый год, создать какой-то фонд и т.д. Само собой, хотелось бы большей мобильности труппы, когда кто-то приходит, кто-то уходит. Но нельзя же силой расчищать пространство для молодых - даже если б это было возможно, ни у кого не поднимется рука выгнать людей на мизерную пенсию или уволить человека, который ничего не играет, но прожил в этом театре жизнь.

- В прошлом году нешуточный скандал разразился, когда тогдашний председатель комитета по культуре Дмитрий Месхиев хотел, как он это называл, повысить вас из главных режиссеров до художественного руководителя, но с запретом постановок на стороне, что было многими воспринято как попытка выдавить вас из театра и города. А есть ли способ в принципе избежать таких ситуаций во взаимоотношениях учредителя и театров?

- Не могу предложить общего закона, думаю, это должно решаться индивидуально. Но в городе необходим какой-то орган, который по понятным, известным критериям решал бы, насколько эффективно работает тот или иной государственный театр. Мне кажется, контракт, где ясно прописаны права и обязанности обеих сторон, мог бы как-то упорядочить наши взаимоотношения. Конечно, и он не гарантирует правильной спокойной жизни, но, во всяком случае, хоть какое-то движение должно начаться. Сейчас ситуация застыла. В Петербурге это особенно ощущается - в Москве, конечно, повеселей, там есть какие-то молодые люди, которые пытаются брать на себя ответственность и разрешать сложные вопросы.

- Константин Райкин рассказывал, что вы уже начали ставить с ним в "Сатириконе" "Ревизора", а потом позвонили: "Я понял, что нам надо делать не это, а "Короля Лира"!" Что определяет ваш репертуарный выбор?

- Конечно, интуиция. Но прежде всего - наличие актерской индивидуальности, которая вызывает у меня сильные чувства. Это единственное необходимое условие. Остальное может меняться, но если этого нет - я как-то не нахожу в себе сил.

- В Театре Ленсовета идут две пьесы современных российских драматургов, но вы ставите в основном классику. Как вы относитесь к "новой драме"?

- Пройдет время, и она станет старой - как будут судить о нашем времени по этим текстам? Мне интересны и Сигарев, и Вырыпаев, и Яблонская. Все время их читаю, возможно, они будут у нас появляться. Вот буквально сейчас у меня на подоконнике лежит современная пьеса. Не исключено, что сам попробую этим заняться, я даже начинал делать какие-то пробы, но потом отказался от них в пользу "Макбета". А может, не буду, не стану загадывать. Все-таки мне сложно с этими пьесами - они почти всегда настолько прямолинейны, что я не понимаю, в чем тут моя работа. Просто развести артистов - это скучно. Мне нужно придумать какую-то среду, заварить какой-то мир, попробовать в него войти с разных сторон. А эти тексты, как правило, все-таки несколько примитивны.

- Лев Додин утверждает: не ставит их потому, что все важное про человека уже сказано у Чехова.

- Не буду оспаривать Льва Абрамовича, наверно, так и есть. Но, с другой стороны, существует усталость материала - того же Чехова. Все время думаю: как сегодня произносить этот текст, чтобы его по-настоящему услышать, чтобы он попал? Это хороший энергетический посыл, серьезная, задача, которую интересно решать, может быть, что-то открывая в театральном языке. Я этим занимался и в "Макбете", и в "Чайке" (спектакль московского театра "Сатирикон", "Золотая маска" за режиссуру. - прим. ред.).

- Мне кажется, эти спектакли ориентированы лишь на зрителя, который хорошо знает пьесы...

- Но я честно пытаюсь изложить сюжет - просто посмотрев с другой стороны, зайдя с другого боку. Мы прилагаем все усилия, чтобы рассказать историю азартно, интересно. Если не вставать в позу человека, которого должны развлекать, или не уходить сразу потому, что увиденное не совпадает с тем, что ты когда-то читал, а попробовать отдаться театру, верить ему, идти за ним, погрузиться вместе с артистами в этот мир, разгадать тайну, которая там существует, - мне кажется, тогда зритель может что-то получить в результате. Очень на это надеюсь.

- Сейчас в Москве сразу несколько руководителей театров вступили в весьма преклонный возраст, рано или поздно естественным путем откроются вакансии. Позовут - поедете?

- Во-первых, пусть сначала позовут, а потом будем осуждать. Но не думаю, что легко отвечу "нет". Прошло больше двух лет, как я здесь, и не могу сказать, что ощущаю себя благополучно. Скорее, у меня больше тревог. В Театре Ленсовета я работал, вроде бы мы близки - по любви к зрелищности, энергии, азарту. А с другой стороны, не могу не видеть, что раздражаю часть тех, кто тут живет. У нас нет конфликта, но отношения непростые. Хочу быть честным. Если вдруг жизнь поставит вопрос, который вы задали, - буду решать его исходя из логики собственного профессионального развития. У меня есть договоренность с театром и с самим собой: должно пройти какое-то время, чтобы понять, куда я двигаюсь в профессии, - и если почувствую, что не туда, то... Но здесь есть какое-то количество людей, которые мне дороги и о которых беспокоюсь.

- Что для вас Петербург?

- Не могу ответить на этот вопрос по той простой причине, что у меня нет на него ответа. Иногда мне кажется, что я люблю этот город, но в какой-то момент мне становится смертельно скучно в нем, и я мечтаю только о том, чтобы сбежать... Я любил его раньше, может быть, так - когда был "Сайгон", и рок-фестиваль, и 150 малюсеньких театриков. Да, точно! То есть когда деревья были большими. А теперь не люблю - потому что вместо "Букиниста" на Литейном какой-то уродский банк... Но почему-то приезжаю. И думаю о нем - не скажу, что много, но думаю. Здесь живет моя семья, мои учителя, здесь Моховая, Рубинштейна - а вместо "Идеальной чашки" на Владимирском сумки продают! Кому нужны эти сумочные магазины в таком количестве?! Но все-таки Лев Абрамович здесь, в Питере - это как-то радует... И Дрейден бродит по Литейному с рюкзачком - это вообще чудо. С другой стороны, критикесса Ш... Уфф, как страшно! Она-то всех нас видит насквозь и, конечно, скажет всю правду и разоблачит - от нее не скроешься. Ладно... Эрмитаж все-таки пока не перенесли в Москву - хотя не исключено. А куда дели змейку из скверика перед Мариинской больницей? Я не узнаю свой город - такое ощущение, что он поменял цвет, он пытается стать, как все, - а это единственное, чего не надо делать. Такое ощущение, что, кроме футбола и его болельщиков, тут никто не живет. Нет, неправда, где-то живет Сокуров и ткет что-то прекрасное и никому не нужное. В общем, я не могу ответить на этот вопрос...

Дмитрий Циликин

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

АБОНЕМЕНТЫ

Уважаемые зрители! С 5 августа театр открывает продажу комплектов билетов (абонементов) с реализацией в свободном доступе только через кассу театра.

Подробнее

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! Спектакль "Три сестры", назначенный на 26 сентября, заменён на спектакль "Город. Женитьба. Гоголь.", начало в 18:00. Спектакль "Птицы", назначенный на 27 сентября, отменён. Приносим свои извинения!

Подробнее

ОТКРЫТА ПРОДАЖА БИЛЕТОВ!

Уважаемые зрители! Рады сообщить, что уже сегодня мы открываем продажи на спектакли сентябрьского репертуара! Вы можете приобрести билеты в кассе театра ежедневно с 11 до 19 часов. Подробная информация в кассе театра по телефону 713-21-91

Подробнее

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Поздравляем народного артиста России Ефима Александровича Каменецкого с 85-летием! Здоровья Вам, новых актёрских свершений на сценах Санкт-Петербурга. Мы всегда рады видеть Вас в нашем общем театральном Доме!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр