Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Юрий Бутусов: «Российский театр сейчас на взлете»

Наталья Васильева,- Известия, 11 апреля 2018

Режиссер — о феномене драматурга Юна Фосса, о русском и норвежском театре и зрительской жажде

В Москве и Санкт-Петербурге завершился первый театральный фестиваль Юна Фоссе. Режиссеры Александр Огарёв, Фарид Бикчантаев и Йоэл Лехтонен представили российскому зрителю спектакли по пьесам выдающегося норвежского драматурга. Закрывал программу спектакль режиссера Юрия Бутусова «Сон об осени». «Известия» встретились с экс-худруком театра имени Ленсовета.

— Юрий Николаевич, знаю, что произведения Юна Фоссе вам чрезвычайно нравятся.

— С пьесами Фоссе я познакомился давно, лет 20 назад. Сразу же влюбился в пьесу «Сон об осени». Я тогда даже начинал какую-то работу с ней, но по разным причинам она не состоялась.

Это уникальная драматургия, а сам Фоссе — уникальное явление. Он психологичен и одновременно абсолютный поэт. Находясь в Дании, я написал предисловие к его сборнику, который скоро будет издан в России. Готовясь, прочитал его пьесы, с которыми не был знаком раньше. Я поразился его способности чувствовать болевую точку в человеке и предельно точно попадать в нее. В его пьесах невероятная концентрация смыслов, несмотря на их небольшой объем и малонаселенность.

Фоссе вытаскивает на поверхность важнейшие психологические человеческие темы, хотя сюжеты очень просты: взаимоотношения мужчины и женщины, отца и матери.

— «Сон об осени» по драме Фоссе вы поставили в 2016 году. Есть желание снова соприкоснуться с его драматургией?

— Есть. В  Дании я прочел большое количество его пьес, которых не читал раньше. Среди них были вещи, которые меня поразили. Несколько пьес я распечатал, и, несмотря на страшную тяжесть, положил в чемодан и привез.(Смеется.) Так что теперь у меня есть кое-какие перспективы в отношениях с ним.

— Вашим спектаклем закрылся фестиваль. К сожалению, автор произведения его не увидел.

— Фоссе никуда не ездит. Но я всё же написал ему письмо с приглашением, и он мне ответил. Наше маленькое письменное общение меня страшно порадовало: «Он живой, он есть!» (Улыбается.) Он написал мне очень хорошие слова, очень деликатные. Норвежцы умеют это делать — у них врожденная вежливость.

— К сожалению, Фоссе почти неизвестен в России. В чем причина непопулярности драматурга, которого называют вторым Ибсеном?

— Действительно, назвать Фоссе популярным нельзя. И в этом есть некое противоречие. Наверное, это происходит потому, что его пьесы носят мистически-философский характер, не привычный для русского человека. Русская театральная традиция во многом связана с сюжетом и реализмом. Таким образом, его несоответствие каким-то нашим канонам в совокупности с некоторой нашей косностью и нелюбопытством приводят к тому, что востребованность Фоссе в России небольшая.

С другой стороны, ставить его произведения — очень непросто для режиссера. В театре должно быть интересно, несмотря на то, что тексты Фоссе по-скандинавски скупы и закрыты. А этого довольно сложно добиться.

— В «Сне об осени» у вас это получилось.

— Не знаю. Но я старался. Привнес в спектакль свое понимание того, что такое сон осенью, одиночество человека, его путешествие по времени… Я пытался насытить текст образами, при этом не изменил ни одного слова, ничего не сократил. Но привнес туда свое визуальное понимание каких-то смыслов. Мне кажется, что в нашем спектакле есть попытка, удачная или неудачная, расширить взгляд на работу с его текстами.

— В Норвегии вообще интересный подход к театру. Det Norske Teatret в Осло делает 23 постановки в год. По словам его сотрудников, спектакль можно сделать дней за пять. Мыслимо ли это?

— 5 дней — совсем маленький срок, но бывают разные ситуации. Каждый режиссер выбирает себе достаточный срок для работы. Когда-то мне казалось, что невозможно сделать спектакль за два месяца. Теперь я не просто убежден, что это возможно, но уже много раз это делал. При том условии, что эти два месяца актеры встречаются с режиссером каждый день.

Кстати, такая система существует, в частности, в Норвегии. Они работают ежедневно, но ограниченное количество времени в день (за этим строго следят их профсоюзы).Так что двух месяцев вполне достаточно. Что касается количества выпускаемых спектаклей, это обычная практика в тех местах, где нет такой театральной традиции, как у нас. Не говоря уже о том, что в Осло живут 2 млн человек, а в Москве — 15. И такой театральной жажды там тоже нет.

— Театральная жажда — интересное определение.

— У нас очень любят театр. При всех ужасах столкновения с чиновниками и другими неприятностями, которые у нас происходят, российский театр сейчас на взлете. У нас это нечто большее, чем просто вечерний поход куда-то в красивом платье.

Известный парадокс — в театрах Европы платные гардеробы. То есть человек может проходить в зал в верхней одежде. Для нас это невозможно. Наши женщины приносят в театр туфельки. Конечно, это связано еще и с тем, что у нас плохой климат и много грязи на улице. Но всё равно в этом есть нечто удивительное. (Улыбается.) Я не думаю, что нам необходимо гнаться за таким количеством выпускаемых спектаклей. Это совершенно не нужно.

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр