Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

ЮРИЙ БУТУСОВ: "Режиссёр - это просто хороший зритель"

Павел ПОДКЛАДОВ,- «Культура», 2004,№10,11 - 17 марта

Юрий БУТУСОВ мэтром пока не стал. Но и из "весовой категории" молодых экспериментаторов, несмотря на возраст, уже перешел в более солидную. Питерским театралам его, наверное, представлять не надо: "Калигула", "Войцек", "В ожидании Годо", "Смерть Тарелкина", созданные с группой единомышленников - нынешних кинозвезд, - сделали его знаменитым. В столице он отметился пока только стремительным фарсовым "Макбеттом" Эжена Ионеско в Сатириконе. Некоторые критики до сих пор гадают: зачем нужен был Ионеско, когда есть Шекспир? Видимо, вняв этим недоуменным голосам, Бутусов теперь решил не искушать судьбу и вместе с Константином Райкиным поднял глыбу шекспировского "Ричарда III" . 
- "Ричард III" - первая пьеса Шекспира в вашем послужном списке? 
- Да, поэтому мне и интересно, и трудно. Низкий поклон Константину Аркадьевичу за это предложение. 
- Вам уже прилепили ярлык абсурдиста. И наверное, справедливо: вы ставили Беккета, Ионеско, Пинтера, Камю. Насколько органично вписывается в этот ряд Шекспир? 
- Шекспир вписывается в ряд тех драматургов, с пьесами которых я хотел бы работать. Беккет, Ионеско, Шекспир - это великие драматурги из одного ряда. Надеюсь, что они меня не отвергнут. 
- Вы всегда говорили, что вас интересуют мятущиеся души. Благополучный человек вас не интересует? 
- А разве театр занимается благополучием? Театр занимается болезнями. 
- В одной статье было написано, что любая пьеса для Бутусова - это повод для создания собственного площадного, балаганного театра. Вы с этим согласны? 
- Конечно, я хотел бы заниматься авторским театром и считаю, что будущее за ним. Я стараюсь, чтобы мои режиссерские "послания" были в каждом спектакле. А что касается языка, то, наверное, есть какие-то пристрастия. Но это происходит совершенно естественным образом. Я об этом не задумываюсь. Как мне интересно, так и делаю. 
- "Ричард III" тоже задуман в стилистике площадного театра? 
- Там есть фарсовая природа. Но в каждом спектакле она имеет свой оттенок, свои нюансы. Ведь фарс, комедия - это только слова, за которыми кроются какие-то серьезные поиски того, что называется жанром, стилем. Тут могут быть миллиарды оттенков. 
- Учитываете ли вы в своих поисках потребности современного зрителя? 
- Я ведь тоже зритель. Поэтому не могу не учитывать себя. Кажется, еще Гротовский говорил, что режиссер - это просто хороший зритель. Я стараюсь быть таким, много смотрю, пытаюсь воспитывать свой вкус. 
- Есть ли у вас какие-то особые зрительские пристрастия? 
- Я получаю наслаждение на спектаклях Фоменко, Някрошюса. 
- Может ли вас что-то вывести из себя на спектакле? 
- Такое бывает, когда я чувствую, что со мной разговаривают как с неумным человеком. Когда ко мне относятся, как к плохому зрителю. Когда я чувствую приемы, в которых есть неуважение ко мне. 
- А вы предполагаете, например, что зритель должен так же хорошо знать пьесы Шекспира, Беккета, Мрожека, как вы? 
- Я ничего такого не предполагаю. Я уверен только в одном: человеку, который придет в театр, должно быть интересно. В спектакле "Макбетт", например, нет ничего такого, чего невозможно понять, не будучи заядлым театралом. Там все элементарно просто. Есть даже места, которые слишком иллюстративны. 
- Большинство своих спектаклей вы поставили со своей питерской командой. Теперь стали работать в других театрах. Обычно в своей команде вырабатывается свой особый, "птичий" язык, который и языком-то иногда не назовешь. Достаточно междометия, и все становится ясно. 
- Да, там был свой особый язык. Но, может быть, это и плохо, потому что, как только он возникает, тут же начинает умирать творчество. И когда появляются новые люди, новая ситуация - это хорошо. Ты стараешься сделать их своими единомышленниками. Ведь самое сложное в театре - это ансамбль. Никакая звезда сама по себе не способна сделать спектакль хорошим. 
- Раз вы сами заговорили о звездах, то не могу не задать банальный вопрос. Вы сейчас работали со звездой - Константином Райкиным. Вы всегда друг друга понимали? 
- Понимание не дается сверху. Оно приходит во время работы. Мы искали и, как мне кажется, нашли общий язык. 
- Вас, наверное, приглашают в разные театры. Но вы опять выбрали Сатирикон. Почему? 
- Во-первых, я не мог отказаться от такого предложения. Во-вторых, я хотел работать с Константином Аркадьевичем. Мне это и лестно, и страшно одновременно. В-третьих, здесь есть группа людей, с которыми мы работали над "Макбеттом". Я их люблю, мне с ними интересно. Помимо того, что они талантливые актеры, они еще и хорошие люди. 
- Это важно для вас как режиссера? 
- Очень! Есть такое выражение: "Хороший человек - не профессия". Иногда хороший человек - это больше чем профессия. 
- Вы постоянно работаете с художником Александром Шишкиным. 
- Не знаю, кто важнее для ребенка: папа или мама. Для спектакля важнее всего, чтобы хорошо играли актеры. А что касается сценографии, то для меня она уже и есть часть режиссерского замысла. Каждая деталь должна иметь функциональное значение. Это и учитывает художник, когда получает задание. Во всех моих спектаклях важное значение имеет пространство. Я так научен. По-другому не умею. 
Для меня отношения с художником - это парные творческие отношения, и мы абсолютно совпадаем с Сашей во вкусовых пристрастиях. 
- Вы реагируете на критические статьи, или они для вас, как для многих режиссеров, пустой звук? 
- Нет, я читаю, реагирую. Конечно, иногда что-то может рассердить и обидеть. Я - нормальный человек. 
- Можете ли вы что-то изменить в спектакле после какой-то статьи? 
- Нет, она просто может испортить настроение или улучшить его. Единственное: если статья написана с уважением и интересом, она может заставить о чем-то подумать и взглянуть на вещи по-новому. Я могу с ней согласиться. 
- Влияют ли на ваше творчество какие-то внешние факторы, например политика, экономика, социальные процессы, происходящие в стране? 
- Скорее - нет, чем да. 
- Значит, вы могли бы работать в Англии, Америке, Африке, находясь в башне из слоновой кости? 
- У меня был такой опыт. Я знаю, как это сложно. Мы порой просто не ощущаем связи с нашей средой. Это естественным образом входит в нас, и мы не обращаем на это внимания. 
- Есть ли разница в зрительском восприятии ваших спектаклей в Питере и Москве? 
- Мне кажется, что в Москве более открытая публика, чем в Питере. Но я могу и ошибаться. В Москве я ощущал очень хороший прием. Но когда мы привезли "Макбетта" в Питер, там к нему отнеслись более прохладно. 
- Вы сейчас "в свободном полете". Вас это устраивает, или вы все же хотели бы иметь свой театр? 
- Конечно, хотел бы. Я считаю, что репертуарный театр - единственно правильная модель его существования. Может быть, она проходит стадии кризисов, иногда кажется, что она умирает. Но все мои друзья-режиссеры, работающие на Западе, нам завидуют. Потому что сильнее русского театра нет. Это касается и школы, и развития, и духа. 
Беседу вел Павел ПОДКЛАДОВ

 

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр