Top.Mail.Ru

Юрий Бутусов: "Никто не может пройти медные трубы, не сломав ноги..."

Диана Яворская,- Сайт dell`АРТ - Питер (www.dellart.by.ru), 2001, декабрь

Неизвестно, как бы сложилась творческая судьба Юрия Бутусова, если бы однажды, еще учась на режиссерском факультете СПбГАТИ, он не сумел убедить своего мастера, Ирину Малочевскую, что для постановки спектакля "Женитьба" ему на главную роль необходим именно Михаил Трухин, студент параллельного курса. 
Так было положено начало формированию "бутусовской команды". В дипломном спектакле "В ожидании Годо" Сэмюела Беккета они блистали уже впятером: Михаил Трухин, Андрей Зибров, Михаил Пореченков, Константин Хабенский и их режиссер - Юрий Николаевич Бутусов. Спектакль стал лауреатом Всероссийской национальной премии "Золотая маска" сразу в двух номинациях: "Лучший режиссер" и "Приз критики и театральных журналистов" в сезоне 1997/98гг 
Потом был "Войцек" Георга Бюхнера, удостоенный Высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит" в номинации "Лучший спектакль". Затем вышли не менее удачные "Калигула" Альбера Камю и "Клоп" Владимира Маяковского, не отмеченные национальными наградами, но не оставшиеся без внимания критики. 
И вот уже совсем скоро готовы увидеть своего зрителя еще две бутусовские работы: 8 и 9 декабря на площадке ДК им. Ленсовета выйдет комедия "Смерть Тарелкина" по одноименному произведению из трилогии Сухово-Кобылина, а скоро будет готов и "Старший сын" А. Вампилова.

- Юрий, какую цель Вы поставили перед собой и своей командой, когда только пришли в театр Ленсовета? 
- Я просто хотел делать спектакли. Но, идя в академический театр со сложившейся труппой и репертуаром, понимал, что важно достигнуть компромисса, и при этом остаться собой. Цели влиться в коллектив не было, да это и невозможно. Даже если бы у меня и была такая цель, то этого все равно не произошло бы, и дело не в нас. Ни в одном театре невозможно принятие молодой труппы стариками, если они не являются учениками одного мастера. Это категорически невозможно. 
- Как Вы считаете, Ваши актеры прошли испытание славой? 
- Считаю, что нет. Не прошли. Они изменились, наверное, не в лучшую сторону. Миша Трухин вообще выпал. Мне кажется, то, что происходит с ребятами - это плохо! Они теряют лицо и превращаются в мыло. 
- Идут на поводу у своих экранных образов? 
- Ну конечно! Их просто используют. Что я могу сделать - надо зарабатывать, надо жить как-то. Я это понимаю и нормально к этому отношусь, поскольку и самому надо как-то жить. 
- А удалось ли Вам пройти это испытание? 
- Я думаю, что без потерь не удалось. Никто не может пройти медные трубы, не сломав ноги. 
- Ваших актеров растаскивают по разным сериалам, проектам. Вы не боитесь, что Вам грозит потеря своей команды? 
- Грозит. Я думаю, что я ее уже потерял. Никакой команды уже нет. Если она опять появится когда-нибудь, то это будут уже другие люди, другая история. 
- Поэтому Вы сейчас переключились на работу с курсом Владислава Пази? 
- Дело не в этом, это моя работа. В любом случае наша история бы закончилась рано или поздно. Но она закончилась чуть раньше, чем мне бы хотелось. Я думал, что это пройдет безболезненно, на самом деле, это меня надломило. А жизнь идет дальше. Появится что-то - возникнет новая команда. Я не жалуюсь, потому что у меня много работы, много идей и есть хорошие предложения. 
- Расскажите, пожалуйста, про своих нынешних учеников. 
- Я думаю, что после того, как на курсе появятся спектакли, уже можно будет что-нибудь сказать. А сейчас еще рано все-таки. Проблема этого курса в том, что они слишком рано столкнулись с закулисной жизнью театра. Это очень плохо для их воспитания. 
- С кем Вам на данный момент интереснее работать? 
- Честно скажу, что мне сейчас с так называемой моей командой работать неинтересно. Они хорошо работают, честно выполняют то, что должны, но сказать, что наши интересы совпадают, было бы неправдой. Им интереснее широкий успех, кино, мне - "ковыряние в собственном пупе", театр и признание тех, кто вызывает у меня уважение. Наверное, пришла пора им поработать с другими режиссерами, а мне с другими актерами. 
- Тем не менее, со своей командой Вы готовите спектакль "Смерть Тарелкина". Премьера назначена на 8 и 9 декабря, но я слышала, что спектакль не совсем готов: 
- Во-первых, не бывает готовых спектаклей - спектакль рождается разу к десятому. И "Смерть Тарелкина" не исключение. Тем более, что это антрепризная ситуация, все где-то заняты, абсолютно все участники спектакля снимаются в кино - мы имеем мало репетиций. А, во-вторых, мало ли что болтают "добрые люди". 
- А что предстоит увидеть зрителям? 
- Мы постараемся сделать все, что от нас зависит. Насколько мы успеем, насколько это будет возможно. А там как Бог даст. 
- Из своих спектаклей у Вас есть любимый? 
- Мне кажется, да. Я очень люблю "В ожидании Годо" и "Сторожа". А еще я люблю спектакль, который сделал в институте - "Записки из подполья". 
- Кого из режиссеров Вы могли бы назвать своими учителями? 
- Это Малочевская Ирина Борисовна, мастер курса, на котором я учился. Еще есть несколько режиссеров, мир которых мне интересен, они всем известны: это Фоменко, Някрошюс, Стуруа, да вот, собственно говоря, и все. 
- Что изменилось в стиле Вашей работы со времени выхода Вашего первого спектакля? 
- Все стало гораздо хуже и сложнее, потому что кучу времени приходится тратить на всякую ерунду, а не на работу, потому что театр - это очень скверное место, в смысле скопления человеческой глупости, тщеславия и пошлости. Но жить без него невозможно. Вот в чем ужас. 
- Вы следуете режиссерским традициям театра Ленсовета, заложенным Игорем Владимировым, или стараетесь идти в свою сторону? 
- Я никогда об этом не думал. Я просто делаю так, как считаю нужным. Я думаю, что на самом деле в театре никаких традиций нет, так как приходят новые люди, все меняется, приходит новое время, новый язык, новое мироощущение. Я думаю, что традиция не имеет к театру отношения, потому что театр живет только тогда, когда есть желание и стремление жить сегодняшним днем. А если и есть какие-то игровые принципы, ощущение театра как жизни или жизни как театра, то это природное, естественное совпадение. 
- У Вас очень необычный подбор материала для постановок. Вы можете себя назвать гурманом в литературе и рассказать, чем Вы руководствуетесь при выборе произведений для постановки? 
- Я руководствуюсь интуицией, и больше ничем. Еще - книжки сами нас находят. 
- Как это? 
- Это не мы находим книжки, это они находят нас. 
- Я знаю, что у Вас намечается проект с Константином Райкиным в Москве: 
- Я буду делать спектакль в его театре. Ставить пьесу Ионеско. В конце сезона будет премьера. 
- В спектакле "Калигула" прозвучала фраза о том, что у каждого человека в жизни есть отрада - то, к чему он обращается в трудный момент. Скажите, в чем Ваша отрада? 
- В свободное от работы время я много курю, пью водку, смотрю порнофильмы и езжу на бандитские разборки.
- Юрий, Вы не любите давать интервью: 
- Не люблю. Потому что никогда не понимаю, правда это написана, или нет. Часто так все перевирают, что читаешь и противно. Я не узнаю людей, с которыми знаком, когда они дают интервью, я не верю им в интервью. Вот я понимаю, что я сейчас говорю, а потом прочту это и пойму, что это все вранье.
Диана Яворская