Top.Mail.Ru

Юрий Бутусов: «Брехт – человек большого красивого сердца»

Вера Николаева,- «Невский театрал», 2014, № 9 (11), октябрь

Прошедший юбилейный сезон был для Театра имени Ленсовета насыщенным. Множество премьер, среди которых «Все мы прекрасные люди» по пьесе И.С.Тургенева «Месяц в деревне» и чеховские «Три сестры» главного режиссёра театра  Юрия Бутусова, «Дон Кихот» М.Булгакова в интерпретации Александра Баргмана, «Без вины виноватые» А.Н.Островского в постановке Олега Левакова, работы выпускного актёрского курса на Малой сцене. К тому же – национальная театральная премия «Золотая Маска» Юрия Бутусова за спектакль «Макбет.Кино.» О перспективах нового сезона мы расспросили Юрия Николаевича.

- Театр красиво открывает сезон премьерой…

- Да,  открываем 81-ый сезон моим спектаклем «КАБАРЕ БРЕХТ». Его играют выпускники Театральной Академии, курс Анны Алексахиной, который в полном составе с помощью гранта Комитета по культуре остался у нас пока на год в полном составе в статусе Студии театра. Должен сказать, что актуальность антифашистских брехтовских тем спектакля – это художественное совпадение с сегодняшним днём. Спектакль рождался из экзамена по вокалу и ансамблю на материале музыки Курта Вайля, который ребята-студенты подготовили с уникальным специалистом Иваном Благодёром ещё на первых курсах. Тогда, что называется, «ничто не предвещало». Просто я очень люблю Брехта, и  предложил закрутить спектакль вокруг его личности. Для меня Брехт прежде всего – человек театра с необыкновенным темпераментом, поэт, философ, мыслитель, с очень сложными яростными взаимоотношениями с действительностью. Человек большого красивого сердца. Донести до зрителя биение этого страстного сердца и было нашей целью. И совершенно естественно, что Брехт без антивоенных текстов,  без определённой политической позиции просто невозможен. Это его важная и прекрасная сторона, но это были для него вопросы сердца,  а не беготня вслед за конъюнктурой. Так я это чувствую. Мы постарались сплести такой пёстрый ковёр, из музыки и текстов, из фактов биографии и наших представлениях о его бурной жизни во всех её проявлениях. Получился спектакль о творчестве, о художнике, о мучительности поиска истины. Мы в диалоге с Брехтом, он всё равно получается пропущенным через наш русский менталитет. От этого никуда не денешься.

Вообще любой театр связан с личностью, которая его делает. Невозможно с уверенностью сказать: «Вот именно это хотел сказать Брехт». Мы пытаемся разобраться, проникнуть в его мир, его душу.  Это так же, как наш Станиславский: его театр - это только он сам, всё остальное вокруг него – интерпретации, рассуждения и размышления по поводу.  Театр – личностное, авторское искусство. Чем огромнее театральная личность, тем интереснее вести с ней диалог.

- Слово «Кабаре» в заглавии спектакля – это определение жанра?

- В нашем сознании этот термин видоизменился в нечто лёгкое, незамысловатое. А изначально это было место с  довольно острым и даже политическим смыслом. В немецких кабаре начала XX века собирались поэты и композиторы, читали новые стихи и пели песни, играли новую непривычную музыку. Спорили до драк. Собственно, из такого немецкого кабаре и вышли первые совместные работы Бертольта Брехта – Курта Вайля, знаменитая «Трёхгрошовая опера» в частности. Нам захотелось вернуть этому слову первоначальный смысл. Но при этом, конечно же, у нас в названии спектакля это слово носит и метафорический смысл, как обозначение многообразия жизни, её пёстрой палитры, такого яростного клубка, где есть и песни, и стихи, и драма,  и смерти,  и любови, и политика.

- Что будет с ребятами-студийцами  через год, когда закончится действие гранта?

- Будем думать. Я вижу, что они вместе демонстрируют очень хорошую сильную театральную энергию, которую надо сохранить как можно дольше. Опять же – для этого театра такое тоже не чуждо, когда-то весь актёрский курс Игоря Петровича Владимирова  остался работать на Малой сцене под даже своим названием – Молодёжный театр. Кстати, ровно 40 лет назад это было.

- Да, и нынче это – народные артисты Сергей Мигицко, Лариса Луппиан, Олег Леваков, Владимир Матвеев… Какие ещё премьеры готовит театр в этом сезоне?

- 20 декабря должна состояться премьера мюзикла «Странствия Нильса» по сказке Сельмы Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями», который нам по заказу написал композитор и певец Максим Леонидов, текст либретто и песен  Александра Шаврина. Ставить будет наш режиссёр Мария Романова. Это серьёзная книга, когда-то она получила Нобелевскую премию. При переводе на русский язык сказка была  адаптирована для малышей. На самом деле эта вещь наполнена философскими, поэтическими образами и смыслами, размышлениями о взаимоотношениях человека и природы, человека и мира. Как у любого яркого мюзикла, будет, конечно же, элемент развлекательности, но он будет не бездумным. Я бы так сказал: это будут странствия человеческой души в поисках своей Родины.  А что такое Родина – вопрос очень непростой. Надеемся,  спектакль будет не просто рядовым детским утренником, мы его для себя называем: «для семейного просмотра».

Я начинаю работать над романом Достоевского «Идиот». Надеюсь, к  концу сезона выпустим премьеру.  Когда-то здесь мы начинали работать над романом с Трухиным, Хабенским, Пореченковым, но не сложилось. В Москве у меня были попытки реализовать эту историю, но тоже не получилось. Эта тема сидит во мне давно, - надеюсь,  на этот раз дело дойдёт до результата. Кто Мышкин? Есть в труппе Мышкин. Пока не скажу.

Ещё одна задумка на сезон - режиссёр и актриса Галина Жданова, известная по работам в Театре на Литейном, будет ставить у нас комедию Шекспира «Много шума из ничего».

- В театре продолжается поэтапная реставрация, снова на ремонт закрылась Малая сцена…

            - Лучше так, чем закрыться полностью и кочевать по ДК. Пока что у нас получается и улучшать наш дом, и работать в нём. Мы открываем новое пространство в театре – Камерную сцену. Она расположилась в бывшей репетиционной комнате Игоря Петровича Владимирова. Туда уйдёт часть репертуара Малой сцены, которая пока на ремонте. Например, мой спектакль «LIEBE. Schiller», спектакль наших студийцев «Преступление и наказание» по Достоевскому, моноспектакль Ларисы Леоновой «Женщина. Власть. Страсть.». А в ноябре на Камерной сцене должна состояться премьера самостоятельной работы нашего студийца Кирилла Фролова по пьесе Ибсена «Строитель Сольнес». Вот такая смелость.  Там же будет делать спектакль по произведениям Даниила Хармса выпускник курса А.Андреева режиссёр Сергей Филатов.   Я очень хочу помогать молодым, это сложно и интересно, даже когда порою не приводит к утилитарным прагматическим результатам. Но по другому невозможно развиваться театру.

- Зритель в зале изменился за четыре сезона,  которые театр провёл под вашим руководством?

- Да, я вижу, как публика меняется. Много красивых молодых лиц. Меня это вдохновляет. Но усложнение театрального языка не означает отсечение какого-то ненужного нам зрительского сегмента. Театр – искусство демократичное, работающее на широкий слой людей, я не приемлю в театре никакой элитарности. Мы хотим говорить о сложных, порою – больных вещах. Но это не отрицает наличие юмора, лёгкости. Я не чувствую никаких противоречий с традициями этого театра, который всегда славился азартным эмоциональным разговором со зрителем. Здесь сильна традиция музыкальных спектаклей со времён Игоря Петровича Владимирова. Наш спектакль «КАБАРЕ БРЕХТ» - это творческий привет ему. Мы даже хотели сделать несколько прямых цитат из его «Трехгрошовой оперы», но стилистически не вписалось, слишком много времени прошло. Но, по большому счёту, это, конечно, наш ему поклон. Он был по-настоящему глубокий, понимающий природу такого жанра человек. Зрители это помнят до сих пор. И я в том числе, спектакль Владимирова «Люди и страсти» очень серьёзно повлиял на меня как режиссёра. Возвращение к музыкальной природе здесь, на этой сцене,  происходит совершенно органично. И это никак не противоречит постановке серьёзных вопросов. 

 

Беседу вела  Вера Николаева