Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Юбилей Алисы Фрейндлих: Боже, храни королеву

Жанна Зарецкая,- Сайт «Фонтанка.ру», 2009, 8 декабря

Сегодня отмечает юбилей великая русская актриса Алиса Бруновна Фрейндлих. Как водится, в рабочем режиме. В 19 часов она выйдет на сцену БДТ, чтобы сыграть провинциального Наполеона в юбке - Марью Александровну Москалеву в спектакле «Дядюшкин сон». У Фрейндлих, кажется, есть все возможные звания и награды. Но народная артистка СССР продолжает удивлять зрителей, опрокидывая расхожие представления о ее таланте и об актерской профессии в целом.

В 2000 году ей дали «Золотую маску» в почетной номинации «За честь и достоинство». Получать ее актрисе было неловко - эта награда вручается людям театра по совокупности былых заслуг, внеконкурсно. А Фрейндлих, как показал опыт, к прошлому относится не как к музею собственной жизни, где можно предаваться ностальгическим воспоминаниям, утирая слезы кружевным платочком, а как к источнику вдохновения, благодатной почве для новых свершений. Спустя четыре года актриса по случаю предыдущей круглой даты вышла на подмостки Театра им. Ленсовета, которые знают всё о ее триумфе, и сыграла не вдовствующую королеву и не тетушку в чепце, а мальчика, практически двойника ее гениального Малыша из «Малыша и Карлсона» Норы Райхштейн 1969 года выпуска. Больной лейкемией Оскар в моноспектакле актрисы «Оскар и Розовая Дама» (2004) выглядел таким же беззащитно-интеллигентным, как герой Астрид Линдгрен, но противница у него была посерьезней домомучительницы Фрекен Бок. Зато и помощница была что надо: вторая героиня Фрейндлих, сиделка-волонтер, затевала войну со смертью и выигрывала, каким бы слезным и мучительным не выглядел финал пьесы Эрика-Эммануэля Шмитта. 
Надо быть действительно колоссальной актрисой, чтобы легко и естественно сыграть ребенка в том возрасте, когда абсолютное большинство актрис играет уже только матрон.

За моноспектакль «Оскар и Розовая дама» Алиса Фрейндлих получила уже правильную «Золотую маску»: «За лучшую женскую роль». Как раз этот спектакль по воле судьбы превратился в талисман традиционных «Дней петербургского театра» в европейских столицах. Маленькая Фрейндлих в сером спортивной костюмчике, ловко ныряющая из образа ребенка в образ пожилой женщины, сохранившей непосредственность взгляда на мир, россиянами-эмигрантами воспринимается как символ города, его генетической культуры, его рациональной, но одухотворенной гармонии. Сцена буквально устилается цветами - причем люди выстраиваются в очередь, чтобы вручить Фрейндлих букеты лично, дотронуться до... да, пожалуй, что и до чуда: чуда вечной молодости и пределов не ведающего таланта.

...В 1962 году совсем молодую Алису Игорь Петрович Владимиров, режиссер и супруг, увел за собой из Театра им. Комиссаржевской в Театр им. Ленсовета. С этого момента в Ленинграде появился театр, в котором безраздельно царствовала героиня уникальных качеств: воплощенная и всепроникающая женственность с непременной благородной, почти царственной пластикой и интонациями удивительно сочеталась у Фрейндлих с детской, никаких доказательств не требующей верой в возможность любви, совершенства, счастливого исхода, вопреки любым обстоятельствам. Малыш в глубине любого образа добивался сочувствия для чего угодно: от дурного характера шекспировской Катарины до бессилия Катерины Ивановны из «Преступления и наказания».

...В середине 80-х Алиса Бруновна ушла из Театра им. Ленсовета в БДТ. В этом театре ансамбля, кропотливо создаваемого Товстоноговым, ей, конечно же, не было предоставлено монархического положения, ей не было позволено стать камертоном той невозможной романтической искренности и гипнотической женственности, от которой отталкивалось бы действие. В позднетовстоноговском остросоциальном БДТ, как и в рационально-философском БДТ Темура Чхеидзе Алисе Фрейндлих всегда определялось четкое место и ограниченный набор красок, необходимых для того, чтобы не разрушить образ спектакля, важный постановщику. А полная свобода предоставлялась актрисе (и предоставляется по сей день) только в спектаклях с серьезными режиссерскими проблемами. Впрочем, Георгий Александрович Товстоногов, будем справедливыми, один раз все же дал Фрейндлих возможность использовать ресурсы по максимуму - в «Этом пылком влюбленном», где в партнерах у актрисы, способной парить над сценой, оказался такой же великолепный летун Владислав Стржельчик.

БДТ Фрейндлих не покинула до сих пор, и то, что она делает этой на сцене - скажем, в роли Шута Фесте в «Двенадцатой ночи» или в образе Джин Хортон в «Квартете», - внушает благоговение. Но пять лет назад Алиса Фрейндлих при помощи режиссера Владислава Пази нашла возможность не просто совершить головокружительный перелет с одного берега Фонтанки на другой, но найти ту роль, которая позволяет бесконечно длить парение в одной ей ведомых облаках. Образы Оскара и Розовой дамы, перетекая из одного в другой, образуют нечто вроде знака инь-ян, символа космического равновесия. В них можно погружаться и совершенствоваться бесконечно, как делают артисты японского театра но, играющие единственную роль от юности до ухода. В русском психологическом театре такое практически невозможно. И то, что такое случилось с Алисой Фрейндлих, означает - прав был гениальный английский режиссер-новатор Эдвард Гордон Крэг, утверждавший: «Бог безжалостен к слабакам, но он хранит королей».

Жанна Зарецкая

 

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр