Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Ярослава Пулинович: «Никогда не знаешь, какая твоя пьеса «выстрелит»

Светлана Мазурова,- «Невский театрал», 2016, № 5 (28), май

В репертуаре Театра имени Ленсовета появился новый спектакль «Жанна» режиссера Марии Романовой. О женщине средних лет, самостоятельной, независимой, одинокой. О поиске любви, ревности, предательстве, расплате за успех. На премьеру пригласили автора пьесы  - драматурга Ярославу Пулинович.

 

Ей 28 лет, она родилась в Омске, живет в Екатеринбурге. Ученица замечательного драматурга, педагога, режиссера Николая Коляды. Ярослава посмотрела спектакль, а потом ответила на вопросы «Невского Театрала».

 

- Ленсоветовская «Жанна» мне понравилась. Постановка в этом театре для меня - событие «из ряда вон». Еще в студенчестве я пересмотрела в записи все спектакли Юрия Бутусова   когда приезжала в Питер, ходила в театр. Бутусов – громадная величина, и я очень рада, что познакомилась с Юрием Николаевичем. С режиссёром «Жанны» Машей Романовой мы давно знакомы, интересно было, что она сделает с моим текстом.

 

Я удивлена, что получилась не бытовая история. Спектакль вышел на поэтический уровень – там звучат стихи Арсения Тарковского. Главная героиня в исполнении Елены Комиссаренко – не хищная «акула», как часто вижу в других театрах, а женщина с «двойным дном», где есть место и лирике, и поэзии, и жестокости, и жесткости. Я просто влюбилась в сильную, мощную актрису. То, что она делает на сцене, это потрясающе. Понравилась работа Ивана Бровина, я знаю его по «Этюд-театру», а тут увидела с новой, неожиданной стороны.

 

Отмечу и музыкальное сопровождение (здесь и классика, и звучит живой саксофон), и сценографию, ее приглушенные краски. Глаза волка, которые периодически появляются – эта метафора работает. Как и зеркало на сцене, в котором зрители видят себя и героев спектакля.

 

- Не часто сегодня театры приглашают автора пьесы на премьеру?

 

- По-разному бывает. Чаще приглашают, ведь актерам и режиссерам интересно пообщаться с «живым» драматургом. Был период, когда я просто не выбиралась из самолетов, ездила, ездила… «Наташину мечту» приняли к постановке театров 70, и «Жанну» театров 10 поставили, и еще другие пьесы. В этом плане я счастливый человек. Но вдруг я поняла, что мне всё сложнее заставить себя сесть в самолет, потом общаться в театре с людьми, отдавать энергию (общение – это энергообмен). Мне тяжело пишется не дома. Мне нужно проснуться в своей квартире, включить компьютер, позавтракать, сесть поработать, погулять…

 

-  Есть понятие «школа Коляды». Пьеса «Жанна» продолжает эту школу? Говорят, вы пошли на творческий компромисс, написав мелодраму, жанр, всегда пользующийся популярностью, особенно в провинции. Когда героиня произносит: «Все мужчины – дерьмо и козлы!», с галерки идут такие аплодисменты!

 

- Мне критики говорили, что эта пьеса  будет пользоваться успехом только в провинции. Но вдруг ею заинтересовался Евгений Миронов - и ее поставили в московском Театре Наций. И в Екатеринбурге, Красноярске, в новосибирском «Красном факеле». А это не глухомань.

Меня иногда обвиняют в том, что я пишу мелодрамы, беру такие темы, которые кому-то кажутся банальными. Последний раз это случилось на фестивале молодой драматургии «Любимовка», когда на обсуждении мне стали говорить: «Ты это сделала ради денег, пошла на компромисс с собой». Ребята, вы обвиняете меня в лицемерии? Может быть, мои пьесы излишне сентиментальны. Наверное, по-другому я писать не умею. Может, это моя беда, у меня плохой вкус, но я пишу, как мыслю, вижу, чувствую. Никогда не знаешь, какая твоя пьеса «выстрелит».

 

- Ваш учитель Коляда говорит, что написал 120 пьес, а поставлено из них 80.

 

- Мне до Коляды, конечно, далеко. В театре ведь очень многое происходит случайно, стихийно. Какая-то пьеса прогремит, и ее начинают ставить все театры. Так было с «Жанной» - после постановки в Театре Наций она стала невероятно востребованной.

 

- Какие ваши пьесы сейчас идут в  Екатеринбургских театрах?

 

- «Жанна» - в академическом театре драмы, «Земля Эльзы» - в ТЮЗе, «Наташина мечта» - в «Коляда - Театре», «Как я стал…» - в «Театроне» (Малом драматическом театре). Петербургский режиссер Семен Серзин поставил в нашем Центре современной драматургии «СашБаш, Свердловск-Ленинград и назад».

 

- Когда пишете пьесу, то для себя или для театра?

 

- Когда задумываю, всегда пишу для себя. Театр – это нечто абстрактное, театров много. Случаются и заказные работы, в основном, это инсценировки. Писать их мне нравится. Особую радость доставляет работа с русской классикой: Лесков, Толстой, Салтыков-Щедрин.  Ты живешь этими текстами, дышишь ими, думаешь о них, можно фантазировать на заданную тему. Например, я сочинила историю маменьки, когда писала инсценировку «Господа Головлевы». Как она стала такой? Какой была в юности, молодости, как жила с мужем? Почему воспитала таких детей?

 

- Во время учебы вы были нацелены только на театр или подумывали о работе в кино?

 

- Только на театр! Сценарий и пьеса – разные вещи, сцены в кино короче, их должно быть больше, они динамичнее.  Перестроиться несложно, всё возможно. Если у тебя есть писательский талант, если горишь профессией, то всему обучишься. Я работала на Свердловской киностудии, писала сценарии для сериалов. Есть особенности написания сценария, и самое сложное для меня – переделать свою пьесу в киносценарий. Сейчас как раз этим занимаюсь - на студии Евгения Миронова «Третий Рим» будут снимать четырехсерийный фильм по пьесе «Жанна».

 

-  Интересуетесь ли современной литературой? В курсе новинок, отмеченных громкими премиями?

 

- Немного. Восхищаюсь Петрушевской. Слежу за творчеством Прилепина. Открыла для себя Майю Кучерскую. Очень понравились романы «Лавр» Евгения Водолазкина и «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной.

 

- Вам близка проза Токаревой или Улицкой?

 

- Улицкая – один из моих любимых авторов! Токареву читала мало.

 

- Что должно быть в пьесе, чтобы случился успех у зрителя?

 

- Искренность, боль, которая понятна каждому человеку. Пьеса должна быть жизненной. Один из законов драматургии – зритель должен прикипеть к герою, сочувствовать ему, переживать за него. Если люди понимают, что и они такие же, у них то же самое в жизни, что и у героев, - это может зацепить их.

 

- Первая премия, которую вы получили – это…?

 

- «Голос поколения» Министерства культуры и кинематографии. Вручали ее в Москве, мне было 19 лет.

 

- Когда написали первую пьесу?

 

- В 9 лет. Тогда мы жили на Севере, на маленькой железнодорожной станции в Тюменской области. В школе ставили новогоднюю сказку, в которой мы все должны были участвовать. Мне сказка не понравилась, я решила ее переписать. Попросила у папы печатную машинку, спросила маму, кто из писателей писал пьесы. Она сказала: «Чехов» и дала мне книгу. Я прочитала «Вишневый сад». Естественно, ничего не поняла, но увидела, как оформляется пьеса. И написала свою! «Действие первое. Сцена первая. На поляну выходит зайчик. Он оглядывается…» Меня даже похвалили в школе, но к постановке мою пьесу, к сожалению, не взяли.

 

А вторую – тоже сказку - я написала в 10 лет, когда мы заканчивали 5-й класс. Мне понравилось сочинять! Первую настоящую «серьезную» пьесу написала во время учебы у Коляды – сказку «Карнавал заветных желаний». Ее даже поставили в любительском театре, и Коляда похвалил.

 

Первые права на экранизацию у меня покупали, когда я была несовершеннолетней. Договор заключить я не могла, надо было или дождаться моего 18-летия, или за меня должны были подписать родители.

 

- Скажите честно, вы ожидали, что вас так много будут ставить?

 

- Конечно, нет. Я считаю себя в какой-то мере страшным везунчиком. Всё началось с «Наташиной мечты»: она «выстрелила», пошла. Я, понятно, работала над этим. Удачная пьеса, которую начинают все ставить, это не вершина, а самое начало, ты должен зацепиться за нее и идти дальше. Режиссеры стали предлагать мне написать инсценировку по тому или другому произведению, поработать вместе. Мне это было интересно. Мне вообще интересна театральная жизнь.

Беседу вела Светлана Мазурова

Дядя Ваня

31 марта и 1 апреля состоится премьера спектакля «ДЯДЯ ВАНЯ» по пьесе А.П.Чехова в постановке Юрия БУТУСОВА.

Спектакль в Новый год

31 декабря будет показан спектакль «Город.Женитьба.Гоголь.». Начало в 16:00.

Изменения в репертуаре Малой сцены

Уважаемые зрители! 4 апреля вместо спектакля «ЧАЙКА» пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 5 апреля вместо спектакля «СОТВОРИВШАЯ ЧУДО» пойдет спектакль «ЦИЛИНДР». 8 апреля в 13.00 вместо спектакля  "Флейта-позвоночник" пойдет спектакль "Свободная пара". Билеты действительны. Приносим свои извинения!

Последние спектакли

19 апреля спектакль «NIGHT AND DAY» будет сыгран в последний раз. 20 июня в последний раз будет показан спектакль «ЛЮБОВЬ ДО ГРОБА».

Режиссерская лаборатория

С 25 по 27 апреля 2017 года в театре будет проходить режиссерская лаборатория "Пространство драматурга" по пьесам Аси Волошиной.

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Туристическая компания Im Voyager" Телеканал Санкт-Петербург
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр