Top.Mail.Ru

Ярослава Пулинович: «Никогда не знаешь, какая твоя пьеса «выстрелит»

Светлана Мазурова,- «Невский театрал», 2016, № 5 (28), май

В репертуаре Театра имени Ленсовета появился новый спектакль «Жанна» режиссера Марии Романовой. О женщине средних лет, самостоятельной, независимой, одинокой. О поиске любви, ревности, предательстве, расплате за успех. На премьеру пригласили автора пьесы  - драматурга Ярославу Пулинович.

 

Ей 28 лет, она родилась в Омске, живет в Екатеринбурге. Ученица замечательного драматурга, педагога, режиссера Николая Коляды. Ярослава посмотрела спектакль, а потом ответила на вопросы «Невского Театрала».

 

- Ленсоветовская «Жанна» мне понравилась. Постановка в этом театре для меня - событие «из ряда вон». Еще в студенчестве я пересмотрела в записи все спектакли Юрия Бутусова   когда приезжала в Питер, ходила в театр. Бутусов – громадная величина, и я очень рада, что познакомилась с Юрием Николаевичем. С режиссёром «Жанны» Машей Романовой мы давно знакомы, интересно было, что она сделает с моим текстом.

 

Я удивлена, что получилась не бытовая история. Спектакль вышел на поэтический уровень – там звучат стихи Арсения Тарковского. Главная героиня в исполнении Елены Комиссаренко – не хищная «акула», как часто вижу в других театрах, а женщина с «двойным дном», где есть место и лирике, и поэзии, и жестокости, и жесткости. Я просто влюбилась в сильную, мощную актрису. То, что она делает на сцене, это потрясающе. Понравилась работа Ивана Бровина, я знаю его по «Этюд-театру», а тут увидела с новой, неожиданной стороны.

 

Отмечу и музыкальное сопровождение (здесь и классика, и звучит живой саксофон), и сценографию, ее приглушенные краски. Глаза волка, которые периодически появляются – эта метафора работает. Как и зеркало на сцене, в котором зрители видят себя и героев спектакля.

 

- Не часто сегодня театры приглашают автора пьесы на премьеру?

 

- По-разному бывает. Чаще приглашают, ведь актерам и режиссерам интересно пообщаться с «живым» драматургом. Был период, когда я просто не выбиралась из самолетов, ездила, ездила… «Наташину мечту» приняли к постановке театров 70, и «Жанну» театров 10 поставили, и еще другие пьесы. В этом плане я счастливый человек. Но вдруг я поняла, что мне всё сложнее заставить себя сесть в самолет, потом общаться в театре с людьми, отдавать энергию (общение – это энергообмен). Мне тяжело пишется не дома. Мне нужно проснуться в своей квартире, включить компьютер, позавтракать, сесть поработать, погулять…

 

-  Есть понятие «школа Коляды». Пьеса «Жанна» продолжает эту школу? Говорят, вы пошли на творческий компромисс, написав мелодраму, жанр, всегда пользующийся популярностью, особенно в провинции. Когда героиня произносит: «Все мужчины – дерьмо и козлы!», с галерки идут такие аплодисменты!

 

- Мне критики говорили, что эта пьеса  будет пользоваться успехом только в провинции. Но вдруг ею заинтересовался Евгений Миронов - и ее поставили в московском Театре Наций. И в Екатеринбурге, Красноярске, в новосибирском «Красном факеле». А это не глухомань.

Меня иногда обвиняют в том, что я пишу мелодрамы, беру такие темы, которые кому-то кажутся банальными. Последний раз это случилось на фестивале молодой драматургии «Любимовка», когда на обсуждении мне стали говорить: «Ты это сделала ради денег, пошла на компромисс с собой». Ребята, вы обвиняете меня в лицемерии? Может быть, мои пьесы излишне сентиментальны. Наверное, по-другому я писать не умею. Может, это моя беда, у меня плохой вкус, но я пишу, как мыслю, вижу, чувствую. Никогда не знаешь, какая твоя пьеса «выстрелит».

 

- Ваш учитель Коляда говорит, что написал 120 пьес, а поставлено из них 80.

 

- Мне до Коляды, конечно, далеко. В театре ведь очень многое происходит случайно, стихийно. Какая-то пьеса прогремит, и ее начинают ставить все театры. Так было с «Жанной» - после постановки в Театре Наций она стала невероятно востребованной.

 

- Какие ваши пьесы сейчас идут в  Екатеринбургских театрах?

 

- «Жанна» - в академическом театре драмы, «Земля Эльзы» - в ТЮЗе, «Наташина мечта» - в «Коляда - Театре», «Как я стал…» - в «Театроне» (Малом драматическом театре). Петербургский режиссер Семен Серзин поставил в нашем Центре современной драматургии «СашБаш, Свердловск-Ленинград и назад».

 

- Когда пишете пьесу, то для себя или для театра?

 

- Когда задумываю, всегда пишу для себя. Театр – это нечто абстрактное, театров много. Случаются и заказные работы, в основном, это инсценировки. Писать их мне нравится. Особую радость доставляет работа с русской классикой: Лесков, Толстой, Салтыков-Щедрин.  Ты живешь этими текстами, дышишь ими, думаешь о них, можно фантазировать на заданную тему. Например, я сочинила историю маменьки, когда писала инсценировку «Господа Головлевы». Как она стала такой? Какой была в юности, молодости, как жила с мужем? Почему воспитала таких детей?

 

- Во время учебы вы были нацелены только на театр или подумывали о работе в кино?

 

- Только на театр! Сценарий и пьеса – разные вещи, сцены в кино короче, их должно быть больше, они динамичнее.  Перестроиться несложно, всё возможно. Если у тебя есть писательский талант, если горишь профессией, то всему обучишься. Я работала на Свердловской киностудии, писала сценарии для сериалов. Есть особенности написания сценария, и самое сложное для меня – переделать свою пьесу в киносценарий. Сейчас как раз этим занимаюсь - на студии Евгения Миронова «Третий Рим» будут снимать четырехсерийный фильм по пьесе «Жанна».

 

-  Интересуетесь ли современной литературой? В курсе новинок, отмеченных громкими премиями?

 

- Немного. Восхищаюсь Петрушевской. Слежу за творчеством Прилепина. Открыла для себя Майю Кучерскую. Очень понравились романы «Лавр» Евгения Водолазкина и «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной.

 

- Вам близка проза Токаревой или Улицкой?

 

- Улицкая – один из моих любимых авторов! Токареву читала мало.

 

- Что должно быть в пьесе, чтобы случился успех у зрителя?

 

- Искренность, боль, которая понятна каждому человеку. Пьеса должна быть жизненной. Один из законов драматургии – зритель должен прикипеть к герою, сочувствовать ему, переживать за него. Если люди понимают, что и они такие же, у них то же самое в жизни, что и у героев, - это может зацепить их.

 

- Первая премия, которую вы получили – это…?

 

- «Голос поколения» Министерства культуры и кинематографии. Вручали ее в Москве, мне было 19 лет.

 

- Когда написали первую пьесу?

 

- В 9 лет. Тогда мы жили на Севере, на маленькой железнодорожной станции в Тюменской области. В школе ставили новогоднюю сказку, в которой мы все должны были участвовать. Мне сказка не понравилась, я решила ее переписать. Попросила у папы печатную машинку, спросила маму, кто из писателей писал пьесы. Она сказала: «Чехов» и дала мне книгу. Я прочитала «Вишневый сад». Естественно, ничего не поняла, но увидела, как оформляется пьеса. И написала свою! «Действие первое. Сцена первая. На поляну выходит зайчик. Он оглядывается…» Меня даже похвалили в школе, но к постановке мою пьесу, к сожалению, не взяли.

 

А вторую – тоже сказку - я написала в 10 лет, когда мы заканчивали 5-й класс. Мне понравилось сочинять! Первую настоящую «серьезную» пьесу написала во время учебы у Коляды – сказку «Карнавал заветных желаний». Ее даже поставили в любительском театре, и Коляда похвалил.

 

Первые права на экранизацию у меня покупали, когда я была несовершеннолетней. Договор заключить я не могла, надо было или дождаться моего 18-летия, или за меня должны были подписать родители.

 

- Скажите честно, вы ожидали, что вас так много будут ставить?

 

- Конечно, нет. Я считаю себя в какой-то мере страшным везунчиком. Всё началось с «Наташиной мечты»: она «выстрелила», пошла. Я, понятно, работала над этим. Удачная пьеса, которую начинают все ставить, это не вершина, а самое начало, ты должен зацепиться за нее и идти дальше. Режиссеры стали предлагать мне написать инсценировку по тому или другому произведению, поработать вместе. Мне это было интересно. Мне вообще интересна театральная жизнь.

Беседу вела Светлана Мазурова