Top.Mail.Ru

«Я не занимаюсь своей карьерой»

Елена Добрякова,- "Невское время", 6 декабря 2011

Актриса Александра Камчатова предстанет великой княжной в спектакле «Товарищ», надев парижские костюмы от Александра Васильева


Молодой актрисе удается сочетать роль мамы двоих детей, любящей жены и драматической актрисы. Помимо нескольких спектаклей, в которых Александра занята в Театре имени Ленсовета, она репетирует в спектакле режиссера Андрея Гаврюшкина «Товарищ» по пьесе французского драматурга Жака Деваля, которая была написана в 1920-е годы. Действие разворачивается в Париже в эти же годы. Камчатова играет великую княжну Татьяну Петровну Урятьеву, урожденную Романову. Спектакль будет показан 8 декабря на сцене Выборгского дворца культуры.


- Александра, чем подкупает вас этот спектакль как исполнительницу главной роли?
- Я не очень жалую антрепризы, они, как правило, делаются наскоро, а я люблю погружаться в процесс, люблю репетиции, разговоры вокруг персонажей. Этот спектакль антрепризный, но с самого начала меня покорила сама пьеса. Она о чести, отваге, верности. У нас давно эти темы забыты, они немодные. Сейчас люди циничнее относятся к жизни. А здесь раскрываются столь глубокие человеческие отношения, что невозможно не погрузиться в материал, и мы это постарались сделать. История о том, как в невероятно трудных условиях выживают на чужбине два человека - им помогает любовь друг к другу и мир в душе. Проходят через все неприятности, проблемы, и в конце спектакля, после того как Урятьевы теряют все материальные богатства, моя героиня говорит: «У нас есть мы». Для меня, как для женщины, это было очень важно. Вся наша команда живет спектаклем, мы успели сплотиться за время репетиций и сейчас, перед вторым показом, часто собираемся, что-то доделываем, улучшаем.
- Трудно ли было играть царскую особу, ведь надо выработать аристократические манеры, привычки?
- Нетрудно. Простите мне мою нескромность, но порода во мне, видимо, присутствует. Тот, кто успел посмотреть спектакль, заметил, что здесь очень правильное распределение ролей - я будто сразу оказалась в «коже» великой княжны. Моя героиня - живой человек, может всплакнуть, захохотать, пошутить, трогательно на что-то среагировать. Этим она мне очень приглянулась. Великая княжна... ворует артишоки. Им с мужем нечего есть. Потому и устроились в качестве прислуги к парижским буржуа. При этом такая деталь: княжна приносит артишоки и перед тем, как употребить в пищу, играет на них как на музыкальном инструменте. Только такие аристократы духа, как генерал Михаил Александрович и великая княжна Татьяна Петровна, могут отказаться от огромного богатства, которое им досталось в качестве царского наследства. Они не разрешают себе распорядиться 4 миллиардами рублей в своих интересах, потому что это деньги России. Им нечего есть, но они не берут с банковского счета ни единой копейки.
- Но деньги же все равно пропали?
- Нет, не пропали. В конце они как раз спасают большой «кусок карты». Большая территория России, где находились нефтяные месторождения, должна была быть продана французам. Но благодаря этим деньгам земля осталась за нашей страной. То есть российские деньги были потрачены на Россию.
- Исторический факт?
- Это, конечно, выдуманная история. Но нам важно не то, как было, а то, про что мы говорим. А говорим мы про нравственный выбор.
- Но говорите вы об этом с юмором. Это же комедия?
- Да, там очень много смешных сцен, спектакль искрометный. Представляете, как Урятьевы нанимаются на работу в дом к французам? Это впервые в их жизни происходит, они не знают, как надо себя держать. А когда к Дюпонам приходит банкир, чтобы купить землю, он сначала узнает Татьяну Петровну и, кланяясь, здоровается с ней, называя «Ваше высочество». А моя героиня в передничке, ее муж с подносом - такая смешная ситуация. Французы ничегошеньки не могут понять. Они знают только то, что мы бедные русские эмигранты, честные, с хорошими рекомендациями от своих прежних хозяев - князей Урятьевых. Никакой подтасовки: рекомендательные письма мы сами себе и подписали. Кажется, мы нашли сильные места, на которые хорошо реагировал зритель. Сейчас усиливаем какие-то моменты. У нас прежде в финале не было снега - а сейчас пойдет! Снег - символ России. Уверена, зритель вначале будет смеяться, а в конце рыдать.
- Значит, не в чистом виде комедия?
- Скорее, трагикомедия. Неинтересно же ведь просто смеяться. А когда юмор тонкий, да еще все наполнено такой историей - про людей, про честь, про Россию, про трагедию изгнания - это дорогого стоит.
- Какое участие принимал в постановке спектакля знаменитый историк моды Александр Васильев? Кроме того, что привез из Парижа костюмы 1920-х годов?
- Огромное, хотя в репетициях почти не участвовал. Но он нас мгновенно подкупил - тем, что стал хвалить, восхищался нами, к каждому нашел ключик. А артисты такой народ, им надо, чтобы их обожали. Вот это Александр умеет. Он дал нам возможность померить костюмы, подобрать каждому фасон. Это были и женские, и мужские костюмы. Мы трепетали, это же все такое хрупкое, из дорогущих тканей. С нами должны были сделать фотосессию. Я села перед зеркалом, думаю, у меня же нет прически, как быть? Васильев подсел рядом и сказал: «Давайте я вас задрапирую». Взял шарфик и в одну минуту соорудил на голове такую красоту, что костюм на мне сразу заиграл.
- А что же вы носите в спектакле?
- Разные костюмы, повторяющие французскую моду 20-х годов. Это не будут оригинальные костюмы из коллекции Александра Васильева, но сшитые по ним максимально точно, из подобных тканей. Мне очень нравится платье без рукавов и легкая кофточка к нему. А какое пальто бордовое в черную крапинку - такая элегантность, и к нему шапочка из легкого фетра и черные туфли. Я на репетиции была в своих колготках. И вдруг Васильев куда-то исчезает и приносит мне колготки 8 den, самые тонкие, какие вообще существуют. Сбегал, купил в магазине! Вы не представляете, насколько изменился мой образ. Ножка стала нежнее, изящнее. Эффект потрясающий! Мои костюмы уступают по роскоши тем, что носит мадам Дюпон - ее играет Нелли Попова: богатая шикарная женщина обязана носить дорогие одежды. Я же чаще возникаю на сцене в элегантном, но простом черном платьице и фартучке. Зато в самом конце я триумфально выйду в потрясающем наряде, с шикарной диадемой. И сделаю жест - приложу руку к животу. Понятно? Я покажу, что наш род продолжится, ну, то есть род великих князей.
- Ощущение, что вы просто живете театром...
- Не совсем так. Я в той же мере преданная мама своим детям, любящая жена своему мужу. Я вообще не занимаюсь своей карьерой. Что сваливается с неба, то и принимаю. Знаете, часто раздаются дома звонки: берешь трубку, представляются - мы из такой-то кинокомпании, я взбодряюсь, а там говорят: «Не могли бы вы пригласить к телефону Максима?» Что ж, в очередной раз поработаю секретаршей для своего мужа. Может быть, когда я стану старушкой, то буду играть много характерных ролей. Мне мой педагог Андрей Андреев в Театральной академии часто говорил, что я именно характерная актриса.
- Знаю, что вы в пять лет вышли на сцену. Сыграли Алису по сказке Кэрролла. Никогда не слышала, чтобы такие маленькие дети играли на сцене большие роли.
- Я не боялась ничего, мне нравилось быть на сцене, оставаться в образе. Я играла там со своей старшей сестрой и называла ее Королевой даже за сценой. Да, но вообще я всю жизнь мечтала быть Ириской и сейчас мечтаю. Была такая прекрасная клоунесса. Я еще маленьким ребенком увидела ее в цирке и влюбилась. Дома я стопроцентная Ириска - моя семилетняя дочь Маша и трехлетний сынишка Леня меня так и называют Ириской - я с ними играю, хохочу, какими-то голосами мультяшными разговариваю. Но в театре меня считают именно героиней.
- В кино вы почти не играете. Но в театре карьера ваша неплохо складывается...
- Это везение, считаю. Меня еще на четвертом курсе академии увидел Владислав Пази и пригласил в спектакль «Поживем - увидим», в котором я сыграла с Костей Хабенским. Моя первая роль была главной, на большой сцене и с таким хорошим, чутким партнером. Костя умеет выстраивать роль и мне помогал в этом. Я вот могу заплакать, закричать, рассмеяться - сделать то, что мне велит режиссер, но самостоятельно выстроить роль - это неимоверно сложно.
- Вы с вашим мужем музыкантом и актером Максимом Леонидовым две творческие личности. Как складываются отношения в семье?
- Прекрасно, у нас увлекательная жизнь, мы говорим на общем языке, всегда что-то обсуждаем и при этом никогда не критикуем друг друга. Я никогда не упрекаю мужа ни в чем. Когда любишь человека, нравится в нем все: как он ходит, как сидит, как готовит еду, разбрасывая широкими движениями соль по всей кухне... Наверное, я до сих пор влюблена. 
- Вы учились в Оксфорде - готовились к карьере переводчика, преподавателя английского?
- Вовсе нет. Просто мои мудрые родители, отправив на три месяца в Англию, дали мне возможность проявить свою самостоятельность. Я не столько языку в Оксфорде научилась, сколько каким-то практическим навыкам - как распределять время, принимать решения, устраивать быт и справляться с психологическими проблемами, когда рядом нет мамы и папы. Вернулась я домой с новым чувством обретения самой нежной любви к родителям.
- Во что вы верите?
- В знаки, которые дает нам жизнь, в какие-то цифры, совпадение чисел, имен, событий. Верю в судьбу, в любовь. В то, что жизнь обязательно к тебе обернется хорошей стороной, если к ней относиться позитивно. Верю в то, что можно научиться жизненные испытания обращать в свою пользу.

// Беседовала Елена Добрякова