СМОРОДИНОВА: Юрий, летом вы встречались со студентами летней школы СТД и сказали ребятам, что «относительно музыки театр — фуфло». Так почему же вы не стали музыкантом?
БУТУСОВ: Бог способностей не дал. Это же какие-то волшебные люди занимаются музыкой. Непостижимые! Я и к театру стараюсь относиться как к музыке. Реализую несостоявшееся.
СМОРОДИНОВА: Даже в детстве ни на чем не играли? В музыкалку не ходили?
БУТУСОВ: Ходил. Играл на гитаре, занимался, слушал — как все. И я действительно считаю, что в искусстве нет ничего круче, сложнее, важнее музыки.
СМОРОДИНОВА: То есть театр — это компромисс?
БУТУСОВ: Ну нет, конечно! Каждый должен заниматься тем, чем должен.
СМОРОДИНОВА: Как вы окончательно поняли, что театр — это то, чем вам нужно заниматься?
БУТУСОВ: Я не знаю... (Замолкает.) Думаю, надо почувствовать, что ты получаешь от муки удовольствие, потому что театр — это мучительно, можно даже сказать, страшно.
СМОРОДИНОВА: Юрий, а вам ваше первое, техническое образование как-то помогает в работе? Иногда кажется, что ваши спектакли настолько ирреальны еще и потому, что на сцене разыгрывается настоящий бунт против математики.
БУТУСОВ: Первое образование мое довольно случайное. И связано оно с непониманием, что делать дальше. Передышка такая, взросление. Она мне нужна была только для того, чтобы в армию не попасть.
МЫ УБЕЖДАЕМ СЕБЯ И ДРУГИХ, ЧТО СЧАСТЬЕ — САМОЕ ГЛАВНОЕ. НО НЕТ. ДЛЯ МЕНЯ СЛУЖЕНИЕ ГОРАЗДО ВАЖНЕЕ.
СМОРОДИНОВА: Ого, кораблестроительный институт — не слишком ли сложный уход от армии?
БУТУСОВ: Ну, во-первых, корабли — это красиво! (Смеется.)
СМОРОДИНОВА: Композитор Джон Кейдж пообещал своему учителю Шенбергу, что готов посвятить всего себя музыке. И потом понял, что даже когда занимается писательством, играет в шахматы или собирает грибы — не изменяет музыке. Что все это и многое другое — музыка и есть.
БУТУСОВ: Точно!
СМОРОДИНОВА: У вас так же?
БУТУСОВ: Да, только я не изменяю театру. Что бы ни делал. И если вдруг начинаю задумываться, даже на секунду... Сразу — стоп! Ругаю себя страшно в этот момент, чувствую, что любые отклонения от театра неверны. Организм мне сам говорит, направляет: не ходи туда, не надо, не твое.
СМОРОДИНОВА: А важно ли в театре быть убежденным в своей правоте? Когда гнуть свою линию, а когда прислушиваться к разумным вещам?
БУТУСОВ: Бог его знает. Думаю, нет тут никаких правил. Нужно прислушиваться к своей интуиции внимательно. И это не тупое упрямство, а способность воспринимать то, что приходит снаружи. Быть чутким.
СМОРОДИНОВА: А если интуиция советует что-то совсем неожиданное? А вы — художественный руководитель театра, в конце концов, за вами люди.
БУТУСОВ: Конечно, прежде чем принять решение, я долго раздумываю, взвешиваю. И в какой-то момент интуиция мне говорит: «Сделай так». Даже если это противоречит здравому смыслу. И я делаю.
СМОРОДИНОВА: То есть делаете, как не нужно?
БУТУСОВ: Да. 
СМОРОДИНОВА: И что, когда вы поступали так, как велит вам интуиция, это всегда оказывалось верным?
БУТУСОВ: Нет.
СМОРОДИНОВА: Но вы об этом не жалеете?
БУТУСОВ: Нисколько. Это мой путь. Делай что должно — и будь что будет. И я не жалею, потому что... (Замолкает.) Я верю в путь.
СМОРОДИНОВА: А путь, по-вашему, предначертан или человек сам его выбирает?
БУТУСОВ: Это нельзя разделить: «Так предназначено, и поэтому я ничего не буду делать». Или наоборот: «Я так чувствую — и буду переть танком». Тут интуиция и нужна.
СМОРОДИНОВА: Помните, на той встрече со студентами, с которой мы с вами начали интервью, вы еще одну интересную мысль высказали: есть вещи, которые важнее счастья. Что же, по-вашему, в жизни может быть важнее счастья?
БУТУСОВ: Познание, например.
СМОРОДИНОВА: Погодите, но разве познание не есть счастье? Как одно из слагаемых?
БУТУСОВ: Это абсолютно разные вещи. Познание — это путь, работа. Мы часто говорим, убеждаем себя и других, что счастье — самое главное. Но нет. Вообще, не очень понятно, что такое счастье. Мне кажется, служение гораздо важнее счастья.
СМОРОДИНОВА: А само это слово — служение — к современной жизни, вообще, применимо?
БУТУСОВ: Думаю, да.
СМОРОДИНОВА: Мне кажется, служат сегодня только в театре и Богу. Хотя и с этим не все так очевидно.
БУТУСОВ: Почему? Можно служить чувствам, человеку. Чему угодно. Но само понимание жизни как служения кажется мне самым важным.