В Театре имени Ленсовета – премьера. Спектакль молодого режиссера Инны Ароновой «Жизнь – сапожок непарный». По одноименной автобиографической книге Тамары Петкевич.
Тягот на ее судьбу выпало много: в 30-е годы репрессирован отец, в 40-е сама Тамара осуждена по статье о контрреволюционной деятельности. Ее молодость прошла в лагерях, но спектакль не столько об этом. Он о любви к жизни и возрождении души через служение искусству. Пусть даже это служение проходило в эстрадном коллективе для заключенных.
Главную героиню – Тамару Владимировну Петкевич – играют две актрисы – заслуженная артистка России Наталия Немшилова и Дарья Циберкина. Спектакль создан по биографии, написанной от первого лица. И диалог героини юной с героиней в возрасте расставляет правильные акценты в драматичных событиях жизни, внутренних переживаниях.
Сила искусства
Заключенной Тамара Петкевич стала в 23 года. Срок отбывала на сельскохозяйственных работах в Киргизской ССР, затем на лесоповале в Республике Коми. Комиссована по инвалидности и переведена в лазарет. После лечения оставлена работать в хирургическом отделении и оттуда назначена в театрально-эстрадный коллектив, состоявший из заключенных.
Режиссер Инна Аронова подчеркивает: книга «Жизнь – сапожок непарный» совсем не похожа на литературу о сталинских репрессиях. Прочитав ее, она увидела основной лейтмотив – чудо преображения души с помощью театра, искусства. Хотя это кажется невероятным в тех условиях: «Для меня в этой постановке лагеря не главенствующий мотив. В книге удивило чудо, которое происходит с героиней, – каким образом театр, искусство помогают человеку выжить даже в нечеловеческих условиях».
Перед спектаклем Инна Аронова поделилась: видеть на премьерном показе зал Малой сцены даже не полупустым, а заполненным лишь на четверть – очень необычно, поразительно. Но это не понижает великую ценность театральной жизни: «Для нас огромное счастье иметь возможность репетировать и играть. Пусть у нас в зале 23 зрителя на премьере – это не важно. Важно, что мы работаем, уходим от этой катастрофы, в которой живем сейчас. То же самое было у наших героев, у тех людей, которые играли в ТЭК – театрально-эстрадных коллективах. Искусство их спасало, вытаскивало. Этот мотив лег в основу инсценировки и стал моей сверхзадачей в спектакле».
Зрители должны были увидеть постановку еще в мае. Однако весной удалось провести лишь одну репетицию. Но нет худа без добра – полугодичный перерыв позволил досконально изучить исторический материал, погрузиться в эпоху.
Споемте, друзья
Театрально-эстрадные коллективы комплектовали из заключенных с драматическим, песенным, танцевальным талантом для выступления перед такими же заключенными, как они, в своем лагере. Артисты выезжали и «на гастроли». Тамару Петкевич в ТЭК направил политотдел. Там на талантливую и, несмотря на все ужасы лагерной жизни, красивую женщину обратил внимание режиссер Александр Гавронский. (В спектакле его с великолепным шармом играет народный артист России Евгений Филатов.) Но сразу предупредил начинающую актрису – работать, играть придется со всей отдачей, ведь среди заключенных огромное число интеллигентов-театралов из Москвы и Ленинграда.
Во втором акте зритель может увидеть песни и танцы из репертуара ТЭК, причем мастерски исполненные драматическими артистами. Инна Аронова признается – не сразу была уверена, что музыкальные номера получатся: «Вечер на рейде» Василия Соловьева-Седого указан в первоисточнике, ТЭК лагеря ее исполнял. Песня изначально была у меня в планах, но я не знала, насколько поющими будут артисты. Сначала мы пели рабочую версию «Марсельезы», которая рефреном звучит в спектакле. И в какой-то момент я услышала, что у меня идеальный ансамбль, поэтому родилась музыкальная идея: «Вечер на рейде» исполняется на большое количество голосов, там шесть партий».
Спектакль «Жизнь – сапожок непарный» в конечном итоге оставляет светлое чувство, для режиссера это было крайне важно, ведь и сама книга Тамары Петкевич наполнена любовью к жизни, несмотря на все тяготы, страдания, перенесенные ею. «Я надеюсь, что наш спектакль наполнен светом и любовью, ведь этот человек находил в себе силы жить даже в моменты, когда жить было невыносимо. Все у нас в жизни в итоге о любви: к искусству, к себе, к родным, о возрождении души», – резюмирует Инна Аронова.
Премьера спектакля пройдет 17 декабря на Малой сцене Театра им. Ленсовета.
Досье
Тамара Петкевич после реабилитации вернулась в Ленинград. В 1962 году поступила в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии на театроведческий факультет. По окончании работала в Ленинградском доме художественной самодеятельности заведующей репертуарным отделом. Написала книги «Жизнь – сапожок непарный» и «На фоне звезд и страха» о своей судьбе после освобождения из лагерей. В 1996 году принята в Союз писателей Санкт-Петербурга.
Марина КОЗЛОВА, фото Юлии СМЕЛКИНОЙ