Работа Василия Сенина - спектакль "На всякого мудреца довольно простоты" в театре им. Ленсовета - поражает своей смелостью. В зале либо восхищенные зрители, принимающие все задумки и выкрутасы «на ура», либо недоумевающие и раздраженные скептики, что не приемлют резких мазков яркими красками. На сцене, похожей на шахматную доску с поворотным кругом посередине, актеры с наслаждением купаются в овациях. Заражаясь их куражом, зритель испытывает радость узнавания «сильных мира сего» - персонажи Островского выглядят ну очень колоритными. Тетушка Турусина (Луппиан) с начесом на голове, в жутких побрякушках и одежках с люрексом, с властными или остервенелыми интонациями - намек на Людмилу Нарусову и прочих наших «политических дам». Ее племянница Машенька (Кузьмина) - похожая на светскую львицу Ксюшу Собчак пышнотелая московская девица, которая невыносимо «акает», страшно тупит и чувствует себя при этом пупом земли. Крутицкий (Мигицко) - стареющий военный в сером френче с нашивками. Тут можно разглядеть кого угодно, от Сталина до отставного генерала КГБ, особенно когда он вдохновенно дирижирует военным хором (на сцене настоящий ансамбль МВД) или надтреснутым голосом воет дуэтом про гордого несдающегося «Варяга» (вылитая «старая гвардия» на сходке). Матвеев появляется в шубе до пола и делает богатого барина Мамаева вальяжным и великолепным Шаляпиным, а когда под «бобровой» шапкой обнаруживается характерный парик, видно уже певца по фамилии Кобзон. При этом актер показывает бесконечно одинокого человека, который при живой жене ходит по сдающимся внаем квартирам - чтобы там за компанию с хозяевами, а не в одиночку, треснуть водочки. Городулин (Филатов) фривольно-импозантно играет «нужного человека» нетрадиционной ориентации, который ловко решает вопросы и неустанно приглашает миловидных мальчиков вступить в понятно какой клуб. Одетая в кимоно, вечно молодая и вечно навеселе, Клеопатра Львовна (Алексахина) неподражаема, когда при слове «пытка» извлекает характерный кнут и принимается «выбивать» из племянника признание в любви. И все-таки спектакль - не пошлое шоу пародистов и извращенцев и не грубая карикатура на нашу жизнь на потребу публике. За откровенным хулиганством и обаятельными гримасами стоит достойная игра лучших актеров театра. Видны усилия, смятение, боль и, наконец, смертельная усталость Глумова-Лысенкова, который тщетно пытался стать расчетливым карьеристом. Ему помешали пронырливые журналюги: подло предали огласке его тайный дневник, подробно описывающий мерзопакость и алчность общества. За намеками на российскую светскую хронику и прозрачным для советского человека ассоциативным рядом стоит выверенный сарказм. Не нравится премьера тем, кто не готов принять нашу действительность такой - неприглядной, кичливой, продажной, с гендерными перекосами и квасным патриотизмом, с которого сыплется нафталин. А нравится тем, кто, например, в фильме «Кабаре» Боба Фосса привык видеть гениальную и страдающую Лайзу Минелли за той легкомысленной проституткой, которая любыми средствами пытается выжить в самые жуткие времена европейской истории. Мария Кингисепп
|