Top.Mail.Ru

«Вы бы и Антону Чехову понравились …»

Владимир Желтов,- «Невское время». 2013, 5 февраля

Сегодня - юбилей актрисы Театра им. Ленсовета Инессы Перелыгиной-Владимировой. В Петербурге она сразу заявила о себе «весомо, зримо». Под самый новый, 1994 год. В спектакле по пьесе Жана Кокто «Двуглавый орёл». В сотой режиссерской постановке народного артиста СССР, художественного руководителя Театра им. Ленсовета (тогда он назывался Открытым) Игоря Владимирова. Спектакль и исполнительница роли Королевы имели шумный успех. 
О театре Инесса мечтала с детства, которое прошло в Орле. Она не только пела и танцевала, но ещё и «ставила» во дворе спектакли-сказки. Мама отдала дочку в балетный класс. Хореограф убеждал своих подопечных: «Вы - те же музыканты!» Вот Инесса и заявила маме: «Я хочу играть на пианино». Дочка ходила в первых ученицах не только класса, но и школы, мама решила: музыка ей не помешает, и купила инструмент. Пять лет спустя Инесса закрыла крышку пианино и отправилась во Дворец пионеров, где все кружки тогда были бесплатными, и остановила свой выбор на драматическом. 
После девятого класса поехала в Москву - хотелось посмотреть, насколько реально поступить в театральный вуз. Перелыгину готовы были взять во все пять. Между делом она попробовалась на роль Лены, вторую главную роль в картине Ильи Фрэза «Вам и не снилось». Утвердили, но мама не отпустила: «Вначале аттестат зрелости надо получить!» Вернулась в родной город. После 10-го класса - вновь столица. Когда Инесса «докладывала» об очередном удачном показе, мама вздыхала: «Хоть бы ты где-нибудь провалилась!» Не провалилась! Нигде! Документы отдала в Школу-студию МХАТ. Вскоре, к удивлению многих, забрала и отнесла в Щукинское училище: на киностудии имени Горького ей не раз довелось слышать: «Лучшая театральная школа - «Щука»! 
Из двух возможных вариантов мест работы в Орле выбрала ТЮЗ. Затем подалась в «северную столицу». Сезон отработала в театре Виктора Харитонова «Эксперимент». Лениградскую прописку получить не получилось, пришлось и дальше двигаться путем «проб и ошибок». В Русском драмтеатре Таллина попробовалась крайне удачно, но успешная карьера в столице советской Эстонии прервалась отнюдь не по творческим причинам.
- И сейчас в Русской драме работают люди, которые не знают эстонского языка, - рассказывет Инесса Ивановна. - А я на съёмках фильма «Он своё получит» в Кронштадте по вечерам, вместо того чтобы гулять вместе со всеми, закрывалась в своей отдельной каюте (мы жили на теплоходе) и учила эстонский. За четыре месяца освоила настолько, что могла работать вахтером, вагоновожатой, еще кем-то. Продавцом уже не могла, меня б никто не взял. Да и на сборе труппы директор театра сказал, что молодым сейчас лучше уезжать из Эстонии. И я стала показываться в ленинградских театрах.
В Открытом театре худрук Игорь Владимиров неожиданно предложил: «А ты вначале посмотри мои спектакли, для меня важно, чтобы совпали наши «группы крови». «Группы крови» совпали настолько, что Инесса стала женой Игоря Петровича, несмотря на то что он был старше более чем на 40 лет. Последней его женой и любовью... 
- Когда Игорь тяжело заболел, я неотлучно была при нём, и в театре это знали, - продолжает Инесса Перелыгина-Владимирова (двойную фамилию она взяла уже после смерти мужа). - Вероятно, поэтому, когда его не стало, и мне открыто кое-кто говорил: «Тебе надо уходить из театра», я не ушла. Театр меня не отторг. Но и больших ролей новые худруки и режиссёры не давали. Нужно было как-то зарабатывать на жизнь. Я соглашалась на любые ролюшки в кино. Для души занялась подготовкой песенных программ - от поэтической песни до эстрадной. 
На ленсоветовской сцене Инессу Ивановну увидела ученица великого Георгия Товстоногова, крайне привередливый в творческих делах человек, режиссёр Людмила Мартынова и предложила принять участие в спектаклях камерного Санкт-Петербургского «Классического театра». Одна из исполняемых Перелыгиной-Владимировой ролей - Маша в чеховских «Трёх сестрах» (спектакль называется «Записки Тригорина»). Сейчас «на выходе» - Настасья Филипповна в композиции по произведениям Фёдора Достоевского «Среди миров». Пошли роли и в ставшем родным Театре им. Ленсовета. После премьеры «Чайки» к Инессе Ивановне подошёл режиссёр Александр Белинский (непререкаемый в театральном Петербурге авторитет и, кстати, постоянный автор «НВ»): 
- Я думаю, Игорь Петрович за вас бы порадовался. Думаю, что вы бы понравились и Антону Павловичу Чехову.

Владимир Желтов