Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Воспоминание, игра воображения или сон…

Елизавета Ронгинская,- «Сцена», 2017, № 2 (106).

«Венчание» Витольда Гомбровича. Перевод с польского Юрия Чайникова. Режиссер Бениамин Коц. Художник Ольга Никанорова. Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург. Премьера 22 октября 2016

Весной 2015 года в театре имени Ленсовета проходила режиссёрская лаборатория «Арт-субъекты», в рамках которой подающие надежды режиссеров показывали свои эскизы. Работали 10 дней, а затем представляли спектакли на суд Юрия Бутусова и публики. Самой яркой постановкой, на взгляд Юрия Бутусова, оказался эскиз режиссера Бениамина Коца, созданный по пьесе «Венчание» Витольда Гомбровича. Прошло полтора года, и репертуар Малой сцены театра обогатился новым спектаклем, открывающим петербуржцам польского автора середины 20 века.

Пьеса Гомбровича выигрышна по форме: то ли воспоминание, то ли игра воображения, то ли сон. Режиссер рассказывает историю о человеке, чья импульсивная энергия может преображать сущее и создавать мир, но с такой же легкостью и разрушать его.

История повествует о солдате Хенрике, которому снится отеческий дом в Польше. Постепенно герой обживает пространство своего сна и (непроизвольно!) наполняет его персонажами: встречает друга Владо, полусумасшедших родителей, невесту, ставшую служанкой. Видя бедность и разруху, что царит кругом после войны, Хенрик хочет изменить ситуацию, понимая, что это в его силах. Он, силой воображения, превращает Отца в Короля, Мать – в Королеву, Служанку - в Принцессу, Друга - в Придворного, а себя – в Принца. Таким образом, герой спасает невесту от поползновений Пьяницы, главного провокатора действия. Король хочет обвенчать Хенрика и Принцессу, и покорный сын не противится этому. Но Пьянице удается убедить Принца взять бразды правления в свои руки и осознать свою самость. Принц становится главным правителем, думая, что теперь он независим. Но это оказывается не так: Пьянице в очередной раз удается запутать героя, и тот начинает подозревать Придворного и невесту в любовной связи. Придворный в угоду Принцу закалывается, таким образом, последняя преграда к венчанию исчезает. Но ожидаемое венчание так и не происходит, и сон заканчивается не брачной, а похоронной процессией.

Мироощущение сновидения создается с помощью ритмичной музыкальности стихотворной речи, которая звучит в начале спектакля. Эффект «замедленной съемки» передает тягучие и подробные движения персонажей, утрированно медленные и наполненные смыслом. Воздушная белая ткань накрывает сцену, смешивая и смывая истории жизни. Она - как некая ткань фокусника - скрывает под собой героев, появляющихся по мере возникновения мыслей Хенрика. В то же время, белое покрывало - это еще и метафора чистоты и символ венчания: несколько раз Принцесса будет проходить в этой гиперболизированно-длинной фате, заполняющей всю сцену.

Сумрак что-то таит в себе, содержит темное начало. Хенрик – некий праотец, создающий мир вокруг себя, из туманов и эфемерности. Он жаждет венчания как идеального обряда, который сможет очистить его от пережитого на войне. Главный герой осознает, что все это – сон, но он может анализировать происходящее и даже

останавливать сцены, поэтому начинает чувствовать себя демиургом. Но в какой-то момент он забывается, игра засасывает его, и он не может больше контролировать ситуацию. Выстроить идеальный сценарий не получается, и сон заканчивается трагически, дублируя мрачную действительность героя.

Богоборческая теория Пьяницы – некого змея-искусителя – заключается в том, что Бога нет, и человек в праве самостоятельно отпускать себе грехи. На афише спектакля красуется поднятый мизинец, метонимически подтверждающий утверждение «Я есмь!» Сергей Волков, играющий Пьяницу, выступает в типичной для себя роли провокатора, искусителя, вызывающего сомнения в душе главного героя. Он разрушает иллюзию счастья, взлелеянную героем, и является символом войны.

Спектакль полон философских изречений, поэтому обрастает глубокими смыслами. Король (Антонина Сонина) произносит любопытную фразу: «во мне кричит король!», и она повествует о том, как статус и профессия меняют человека, управляют его мыслями и чувствами. Король не хочет кричать, но это происходит «по привычке», как бы ненароком – наделенный властью, он не может иначе. Человек, играя по определенным правилам, оказывается во власти условий и начинает меняться. Противоречивые чувства: долг и страх, умение держать себя в руках и усталость - перемешиваются, видоизменяют человека.

«Я – сын войны!», - утверждает Принц, отрицая родственные отношения и осознавая свое одиночество в мире. Хенрику не хочется ни догматов, ни выспоренных слов, только человеческих отношений – друга и любимую, того, с кем может быть тепло. Софья Никифорова, играющая роль Хенрика, совершенствует свое мастерство, от спектакля к спектаклю добиваясь большей ясности рисунка и резкости. Мальчишеская пластика и порывистость движений, ясность ума – сильные стороны актрисы. Софье удается балансировать на грани реальности и сна, что, несомненно, помогает создать не только атмосферу спектакля, но и сложный образ героя.

Игровое начало спектакля, в котором у каждого несколько ролей, говорит о маскарадности истории и неком игровом начале в жизни. Но в это игре все становится по-серьезному, когда Принц свергает Короля, а друг закалывается. Эти события пробуждают Хенрика ото сна, и герой понимает осознанно, что невозможно вернутся назад. «Венчания не будет, будут похороны», - скажет герой и прощальное слово «Прости», произнесенное невестой, послышится как извинение, принесенное самой судьбой.

Спектакль вскрывает особенности авторской поэтики и обогащает духовный и эмоциональный опыт зрителя. Бениамину Коцу удалось прорваться выстроить мир, в котором человек пытается контролировать происходящее, но взаимоотношения между людьми ткут историю жизни, и порой не уловить, что именно создает такой своеобразный рисунок судьбы.

Елизавета Ронгинская

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр