Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Вокзал – несгораемый ящик…

Екатерина Омецинская,- «Невский театрал», 2016, № 3 (26), март

На малой сцене театра им. Ленсовета появился спектакль «Странники», поставленный московским режиссером Верой Камышниковой по прозе Андрея Платонова.

Объединить разные истории-рассуждения Платонова о сути человеческого одиночества Вере Камышниковой помогла его знаменитая «паровозная тема». Все герои спектакля, проходя через один условный железнодорожный вокзал, показаны странниками, отправляющимися в путь в поисках счастья, сути которого они зачастую и вовсе не осознают.

На помосте-платформе (художник Мария Плаксина) в свете неяркого вокзального фонаря, на фоне черного кирпичного задника мелькают фигуры и судьбы неприметных, «маленьких» людей, из которых складывается общая судьба человечества. Впечатление от режиссерского решения поначалу схоже с ощущениями, возникающими при первом знакомстве с текстами Платонова: «Что ж так незамысловато?». Но уже открывающая спектакль история машиниста Петра Савельевича (Иван Бровин) и его жены (Галина Кочеткова) заставляет увидеть в простых проще некуда людях весь трагизм параллельного человеческого существования, трагизм одиночества души, никем не понятой и не услышанной.

Одинок и неприкаян молодой герой рассказа «Счастье вблизи человека» (Дмитрий Караневский). Его встреча с девушкой, носящей символическое имя Вера (Вероника Фаворская), девушкой «с грустными глазами и лошадиным лицом» оказывается для него тем «незаметным блаженством, которое живет рядом с нами». И вроде нет в этой «первой встречной» ничего - ничего кроме надежды на разрыв одинокого существования. Но этого достаточно, чтобы возвести чужого человека, требующего заботы и защиты, на пьедестал, пусть  таковым и окажется всего лишь чемодан… И опять на сцене минимум действия: монолог почти не переходит в диалоги: тут важен каждый человек, как единица измерения одиночества, важны его сомнения, печаль, радость обретения живой души рядом.

Понимает свое одиночество и «песчаная учительница», явная утопистка Мария Нарышкина (София Никифорова). Ее труд сродни труду Сизифа, а он обречен вечно один катит свой камень в гору… Толкует об одиночестве каждого из нас и герой сцены «В звездной пустыне» (Иван Бровин), сожалеющий о том, что даже облака «нас не знают»…

Простота и прямолинейность житейских историй будет преломлена явлением Светланы Письмиченко и Ирины Ракшиной, которым достался самый философский «кусок» спектакля, в основе которого лежат «Поэма мысли» и «Заметки». В этих произведениях Платонов рассуждает о причинах тотального несчастья человечества, идущего «по случайной дороге». Актрисы символизируют два противоположных начала, две разных оценки человеческой жизни, условно говоря, добро и зло, сочетающиеся в людях. За считанные минуты присутствия обеих на подиуме-платформе в зал выдается такая концентрация страдания, что она гипнотизирует зрителей словами Платонова. Не в укор, а в сравнение с прочими, молодыми актерами, занятыми в спектакле: такой мощи актерского посыла надо учиться и учиться. На завершающем призыве «Познайте себя...» зал, словно вспоминает о забытой на время функции дыхания - происходит массовый вдох-выдох. Но это еще не конец: впереди щемящие «Старик и старуха» с мастерским преображением Фаворской, пронзительный «Юшка» Дмитрия Караневского и откровенное «Невозможное» Олега Фёдорова…

Встречи и расставания, привычки и переживания, радости и страдания… Людей надо уметь слышать и слушать. Платонов, а вслед за ним Камышникова выносят на общее обозрение осколки порой неосознанного человеческого страдания и горя, соединить которые можно поиском смысла. Поиск этот у героев спектакля часто неосознанный: кто-то пытается заполнить изъяны своей одинокой тоскующей души, заботой, кто-то делом, кто-то любовью ко всем и вся. Истории перетекают одна в другую, скрепленные простым перемещением актеров по площадке, простым жестом, поворотом, взглядом. Ровно так же, как и в реальной жизни скреплены такие чужие, но на самом деле близкие друг другу разные люди.

Екатерина Омецинская

 

 

НАЗНАЧЕНИЕ

Сегодня на собрании коллектива театра председатель Комитета по культуре К.Э.Сухенко представил нового художественного руководителя театра - н.а.России Ларису Регинальдовну Луппиан. Контракт заключен на один год.

АКТЕРСКИЙ ПРОСМОТР

4 июня в 12.00 на Малой сцене театра состоится просмотр артистов до 25 лет с высшим профессиональным образованием.

Подробнее

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Поздравляем с юбилеем начальника гримерного цеха Елену Аникину!

НОВЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ

24 мая роль Шамраева в спектакле "Чайка" впервые сыграет Евгений Филатов.

ПРОСТРАНСТВО СЦЕНЫ

30 и 31 мая наш театр совместно с РГИСИ (Российский государственный институт сценических искусств) проводит творческую лабораторию «Пространство сцены».

Подробнее

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр