Top.Mail.Ru

Вокзал – несгораемый ящик…

Екатерина Омецинская,- «Невский театрал», 2016, № 3 (26), март

На малой сцене театра им. Ленсовета появился спектакль «Странники», поставленный московским режиссером Верой Камышниковой по прозе Андрея Платонова.

Объединить разные истории-рассуждения Платонова о сути человеческого одиночества Вере Камышниковой помогла его знаменитая «паровозная тема». Все герои спектакля, проходя через один условный железнодорожный вокзал, показаны странниками, отправляющимися в путь в поисках счастья, сути которого они зачастую и вовсе не осознают.

На помосте-платформе (художник Мария Плаксина) в свете неяркого вокзального фонаря, на фоне черного кирпичного задника мелькают фигуры и судьбы неприметных, «маленьких» людей, из которых складывается общая судьба человечества. Впечатление от режиссерского решения поначалу схоже с ощущениями, возникающими при первом знакомстве с текстами Платонова: «Что ж так незамысловато?». Но уже открывающая спектакль история машиниста Петра Савельевича (Иван Бровин) и его жены (Галина Кочеткова) заставляет увидеть в простых проще некуда людях весь трагизм параллельного человеческого существования, трагизм одиночества души, никем не понятой и не услышанной.

Одинок и неприкаян молодой герой рассказа «Счастье вблизи человека» (Дмитрий Караневский). Его встреча с девушкой, носящей символическое имя Вера (Вероника Фаворская), девушкой «с грустными глазами и лошадиным лицом» оказывается для него тем «незаметным блаженством, которое живет рядом с нами». И вроде нет в этой «первой встречной» ничего - ничего кроме надежды на разрыв одинокого существования. Но этого достаточно, чтобы возвести чужого человека, требующего заботы и защиты, на пьедестал, пусть  таковым и окажется всего лишь чемодан… И опять на сцене минимум действия: монолог почти не переходит в диалоги: тут важен каждый человек, как единица измерения одиночества, важны его сомнения, печаль, радость обретения живой души рядом.

Понимает свое одиночество и «песчаная учительница», явная утопистка Мария Нарышкина (София Никифорова). Ее труд сродни труду Сизифа, а он обречен вечно один катит свой камень в гору… Толкует об одиночестве каждого из нас и герой сцены «В звездной пустыне» (Иван Бровин), сожалеющий о том, что даже облака «нас не знают»…

Простота и прямолинейность житейских историй будет преломлена явлением Светланы Письмиченко и Ирины Ракшиной, которым достался самый философский «кусок» спектакля, в основе которого лежат «Поэма мысли» и «Заметки». В этих произведениях Платонов рассуждает о причинах тотального несчастья человечества, идущего «по случайной дороге». Актрисы символизируют два противоположных начала, две разных оценки человеческой жизни, условно говоря, добро и зло, сочетающиеся в людях. За считанные минуты присутствия обеих на подиуме-платформе в зал выдается такая концентрация страдания, что она гипнотизирует зрителей словами Платонова. Не в укор, а в сравнение с прочими, молодыми актерами, занятыми в спектакле: такой мощи актерского посыла надо учиться и учиться. На завершающем призыве «Познайте себя...» зал, словно вспоминает о забытой на время функции дыхания - происходит массовый вдох-выдох. Но это еще не конец: впереди щемящие «Старик и старуха» с мастерским преображением Фаворской, пронзительный «Юшка» Дмитрия Караневского и откровенное «Невозможное» Олега Фёдорова…

Встречи и расставания, привычки и переживания, радости и страдания… Людей надо уметь слышать и слушать. Платонов, а вслед за ним Камышникова выносят на общее обозрение осколки порой неосознанного человеческого страдания и горя, соединить которые можно поиском смысла. Поиск этот у героев спектакля часто неосознанный: кто-то пытается заполнить изъяны своей одинокой тоскующей души, заботой, кто-то делом, кто-то любовью ко всем и вся. Истории перетекают одна в другую, скрепленные простым перемещением актеров по площадке, простым жестом, поворотом, взглядом. Ровно так же, как и в реальной жизни скреплены такие чужие, но на самом деле близкие друг другу разные люди.

Екатерина Омецинская