Top.Mail.Ru

Владислав Пази: Театр вокруг жены не строил

Светлана МАЗУРОВА, - "Российская газета" (СПб), 18.03.2005

В Петербурге отметили 60-летие замечательного режиссера, заслуженного деятеля искусств России и Киргизии, лауреата высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит", художественного руководителя и директора Театра имени Ленсовета Владислава Пази.
Сто спектаклей к юбилею
Владислав Пази стал художественным руководителем и одновременно директором Санкт-Петербургского Театра имени Ленсовета сразу после ухода выдающегося режиссера Игоря Владимирова. Им еще довелось какое-то время поработать вместе. До этого момента Пази, петербуржец в нескольких поколениях, обожающий, как и все петербуржцы, свой город, работал вдали от малой родины. Ставил спектакли в Северодвинске, Петрозаводске, Владимире, Омске, Мурманске, Бишкеке, Таллине, Киеве.
- Когда я окончил театральный институт, в Петербурге работали очень сильные режиссеры. Работу найти можно было, но только вторым режиссером театра, "подмастерьем". Мне же хотелось самостоятельности. И я поехал в провинцию, где провел 25 лет, о чем никогда не жалел. А потом наступило время, когда надо было возвращаться домой. Меня пригласили в Театр имени Комиссаржевской, где я поставил три спектакля.
Девять лет назад, когда я пришел в Театр Ленсовета, у меня была смешная должность: "директор с правами главного режиссера на время отсутствия художественного руководителя". Владимиров уже очень болел.
Взяв на себя его полномочия, Пази, естественно, столкнулся с тем, с чем неизбежно приходится сталкиваться новому руководителю: к нему присматривались, оценивали его стиль работы, методы, сравнивали со знаменитым Владимировым, от него ждали таких же ярких постановок.
- Это сравнение для вас - тяжкое бремя?
- Это нормально. А как же не сравнивать с таким мощным предшественником? Театр при нем пережил такой пик славы, успеха, популярности! Публика, конечно, поменялась. Сейчас в наш театр ходит много молодежи. Но я как раз не хочу отмежевываться от периода работы Владимирова. И все время подчеркиваю, что мы продолжаем его дело. Здесь работают его ученики, сподвижники, те, с кем он начинал театр. И мне с ними интересно. Пригласив Алису Бруновну на постановку к ее юбилею, мы сознательно хотели напомнить зрителям о том замечательном театре, который они с Владимировым вместе строили, и она, вернувшись сюда, сыграла, смею надеяться, одну из лучших ролей в своей актерской карьере.
- Интересно, Владислав Борисович, сколько же всего спектаклей может поставить в театре режиссер, которому стукнуло 60 лет?
- Не считал, не знаю, сколько поставил. Думаю, больше сотни наберется. В молодости я очень интенсивно работал в провинции, много ставил - в сезон по четыре и даже по пять спектаклей. Сейчас меньше, я ведь еще руковожу театром и преподаю, не свободен, как раньше. И другим режиссерам даю возможность ставить. Но вот недавно я выпустил три спектакля в течение нескольких месяцев: "Оскар и Розовая Дама", "Приглашение в замок" - у нас, и в Перми поставил "Владимирскую площадь".
- А есть такой, который вы считаете самым удачным, лучшим?
- С большой теплотой вспоминаю "На всякого мудреца довольно простоты". Я поставил его в маленьком театре маленького города Северодвинска. Это было давно, я только окончил институт. В Питере очень любил "Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей", он шел в Комиссаржевке. Сейчас мне нравится спектакль "Оскар и Розовая Дама", который мы сделали с Алисой Бруновной... Найдется за жизнь спектаклей 10-15, которые мне хотелось бы сохранить и показать своим друзьям.
Мысль изреченная есть ложь
- Что сейчас репетируете?
- Мои основные заботы сейчас - продюсерские. Мы готовим два новых спектакля. Молодой режиссер Василий Сенин и наши молодые артисты к 60-летию Победы выпустят постановку по произведениям Астафьева. Мне интересно понять, что же совсем молодые люди знают и понимают о войне, которая для них, можно сказать, уже почти седая древность. Второй спектакль готовит очень хороший режиссер Михаил Бычков. Он взял удивительную пьесу Юрия Олеши "Заговор чувств", ее давно никто не ставил.
Сам же начну репетировать позже. У меня есть несколько идей, но я еще не остановился ни на одной из них. Пока раздумываю. Об авторах не скажу. Раньше времени говорить нельзя: а то выболтаешь, и ничего не состоится. "Мысль изреченная есть ложь...".
В "шкуре" артиста
Накануне юбилея Владислав Борисович куда-то исчез. Уехал из города. Правда, ненадолго. Но в каком направлении - вопрос. Каково же было мое удивление, когда удалось узнать, что театральный режиссер Пази... снимается в кино!
- Это, конечно, смешно, - улыбается Владислав Борисович. - Я играю врача-невропатолога в фильме Розы Орынбасаровой "Елагин остров". Давным-давно я снимался в известном телевизионном фильме "Эзоп", это была работа моего однокурсника Олега Рябоконя. Недавно снимался у Дмитрия Светозарова в сериале "Агент национальной безопасности". Я играл ювелира, которого накрыли. Меня там арестовывали Толубеев с Яковлевым, я выдавал им какие-то страшные тайны.
Я, естественно, не актер. Это все носит случайный характер. Снимался всегда из любопытства: как это делается, как работают другие режиссеры, что такое быть в актерской "шкуре". Когда-то в молодости я играл на сцене. Потом прекратил это дело. А в кино иногда снимаюсь, это интересно.
Семья и театр - не одно и то же
Жена Владислава Пази - актриса Театра имени Ленсовета Лидия Ледяйкина. Больше 30 лет они вместе. Где может режиссер познакомиться с актрисой? Конечно, в театре. Произошло это во Владимире.
- Обычное дело: если режиссер женат на актрисе, то он ставит для нее спектакли, больше других занимает. У вас же совсем не так...
- Театр вокруг своей жены я никогда не строил. Да и она никогда на это не претендовала. Лида - хорошая актриса, с хорошей мхатовской школой, играет те роли, которые подходят для ее индивидуальности.
- Как вам работается вместе?
- Нормально. Разве только... она быстрее других понимает, чего я хочу, поскольку давно со мной работает. И я на нее могу больше, чем на других, положиться, зная, что она сама сумеет многое сделать. Наша семейная жизнь на нашу работу никак не проецируется.
Самый лучший режиссер на свете!
А что думают о своем шефе актеры? 
Лариса Луппиан:
- Мне очень нравится в Пази то, что он дает актерам и мне в том числе разнообразные роли. Он видит меня в таких "ипостасях", которые, казалось бы, ну совсем не мои! Я имею в виду спектакль по Теннесси Уильямсу "Прекрасное воскресенье для пикника". И роль мадемуазель Жорж в спектакле "Фредерик, или Бульвар преступлений".
Семен Стругачев:
- Я хочу пожелать Владиславу Борисовичу терпения: с нами тяжело, надо обладать невероятной выдержкой, чтобы вытерпеть каждое актерское самолюбие. Мы с ним два Петуха и, как ни странно, уживаемся, и очень хотелось бы, чтобы наше сосуществование приносило хорошие результаты долгие годы и на благо публики.
Анна Алексахина:
- Его творческая манера мне очень близка, а человеческие качества влияют на атмосферу, которая возникает в работе. Он никогда не унижает артиста, никогда не повышает голоса, максимум, что может позволить себе, удивленно воскликнуть: "Алё!". Обычно Владислав Борисович берет табуретку и идет из зала к артисту, садится на нее и практически полушепотом делает замечания. Такая интимная атмосфера позволяет артистам расцветать в этой его деликатности.
Анна Ковальчук:
- Мне с Владиславом Борисовичем очень комфортно работать! Недавно меня ввели в его спектакль "Фредерик...". На него не стыдно пригласить друзей. У меня даже очередь из желающих посмотреть существует. Это первое. А второе... Пази - не только творческий человек. Он умеет держать в идеальном порядке театр, сложнейшую "машину"! Для каждого находит роль, пусть небольшую, никого не оставляет без внимания. И деньги на постановки находит.
Сергей Мигицко:
- Не бывает в театре так, чтобы режиссер одновременно был и режиссером с большой буквы, и интеллигентным человеком, и при этом фанатом своего дела. А вот наш Пази именно такой. Я хочу пожелать ему только здоровья и сказать спасибо за то, что он у нас есть, а мы есть у него.
Светлана МАЗУРОВА