Художественный руководитель Театра имени Ленсовета Владислав Пази - одна из самых ярких звезд своего режиссерского поколения. Его спектакли давно и по праву пользуются вниманием критики и признанием публики. Выпускник нашего ЛГИТМиКа сумел найти общий язык со многими петербургскими труппами: так было в Театре имени Комиссаржевской, Мариинском, Театре на Литейном. Чуть более пяти лет назад Владислав Борисович взвалил на свои плечи груз художественного руководства прославленным театральным коллективом, сохраняя то лучшее, что было создано в Театре имени Ленсовета Игорем Владимировым. Новый лидер не стал совершать революцию, а постепенно, шаг за шагом сумел придать оригинальные черты хорошо знакомому театру. Под его руководством он стал активно гастролировать по стране и за ее пределами. На самых престижных театральных фестивалях спектакли ленсоветовцев получили в последние годы немало наград. Вот и недавно театр вернулся из гастролей во Франции, а на днях отправляется в очередной зарубежный тур в Ригу. Наш же разговор с Владиславом Пази начался с темы традиций....
- Ваша первая постановка в Театре имени Ленсовета изумила многих. Вы поставили спектакль по сценарию Ингмара Бергмана "Лицо"...
- Я это сделал сознательно, потому что надо было менять направление развития театра. Хотелось открыть для труппы новые горизонты и возможности. Отчасти мне это удалось, и за эти годы мы поставили немало качественной драматургии. Особенно классику ХХ века. Это было одним из моих программных намерений.
- Актеры Театра Владимирова были воспитаны в иной эстетике. На сегодня вам удалось перевоспитать труппу?
- Цели делать революцию у меня не было. Я не могу сказать, что была страшная ломка, и не считаю себя антагонистом режиссуры Владимирова. Он создавал здесь игровой театр. И мне эта идея близка. И те режиссеры, которых я приглашаю на постановки, также исповедуют эти принципы. Актерам приходилось очищаться от штампов, используя свой большой потенциал.
- Как приживаются в театре режиссеры, чьи поиски отличаются от ваших?
- Достаточно плодотворно работает Юрий Бутусов, чьи спектакли получили в свое время престижные "Золотые маски". У него более жесткий взгляд на жизнь и отношения искусства и жизни. Естественно, что его постановки отличаются от моих, потому что мы-то с ним люди разные. Но и его "Калигула", и "Войцек" по-новому раскрыли многих артистов нашего театра. Я бы не сказал, что театральная вера у нас с Юрием Бутусовым разная. Недаром мы с ним вместе ведем актерский курс в Петербургской театральной академии.
- У вас нет ощущения, что театр в смысле популярности несколько сдал свои позиции за последние годы?
- Мне кажется, что именно сейчас театр как раз и играет важную роль в жизни тех людей, кто эстетически подготовлен к его восприятию. Кино ушло в кассеты. Книг стали читать явно меньше. Я чувствую по кассовым сборам, как интерес к театру возрастает. И особенно радует то, что в театр активно ходит молодежь. В интернете у нас есть собственный сайт, который посещается театралами весьма активно. Мы пытаемся строить менеджмент нашего театра с использованием новейших технологий. Даже билеты уже продаем с помощью интернета. Будет замечательно, когда театральные кассы станут единой, объединенной системой продажи. Надо соответствовать веяниям времени, если мы хотим привести в театр современную публику.
- Вы всегда четко ощущали спрос на определенный тип театрального зрелища. Об этом говорит успех ваших постановок в Театре имени Комиссаржевской - "Дама с камелиями", "Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей". Вкусы публики довлеют над вами нынче, когда вы обращаетесь к Набокову или Шоу?
- Есть точка зрения Георгия Александровича Товстоногова, говорившего, что спектакль рождается в зрительном зале. Я всегда был сторонником этой идеи. Мы, естественно, стараемся разнообразить репертуар нашего театра. Но за то время, что я здесь работаю, не смогу назвать те спектакли, которые, что называется, были поставлены на потребу публике. Однако я не собираюсь утверждать, что у нас в репертуаре отсутствуют развлекательные спектакли. Они есть, и на них ходят с огромным удовольствием.
- Какие спектакли самые посещаемые?
- Большой популярностью пользуется "Король, дама, валет" Есть свои поклонники и у спектакля "Калигула". Очень популярны на Малой сцене "Войцек" и "В ожидании Годо". Хорошо ходят зрители на "Мнимого больного". Из премьер последнего времени зрители с охотой идут на "Поживем - увидим", "Дверь в смежную комнату". Давний спектакль Татьяны Казаковой "Самодуры" тоже собирает публику. Даже весьма пожилая постановка "Гусар из КГБ" тоже в фаворе у некоторой части зрителей, хотя ее-то мне хотелось бы снять с репертуара в первую очередь.
- А где же современная драматургия?
- Не хочу критиковать драматургов - современные пьесы есть. Но глубокой пьесы, говорящей о нашем времени на уровне Володина или Вампилова, я не могу назвать. Пока такой пьесы еще не прочитал.
- В последнее время Театр имени Ленсовета называют театром телевизионных героев. Как вы живете с этими телезвездами?
- Да нормально мы живем. Я всегда иду навстречу и Михаилу Пореченкову, и Константину Хабенскому, и Анне Ковальчук, когда их призывают на съемки в телесериалы. Другое дело, что их актерские возможности в кино используются недостаточно. Зато участие в телепроектах приносит популярность и самим актерам, и театру.
- То есть зрители ходят и на Пореченкова, и на Хабенского?
- Ходят. Они хорошие и работоспособные актеры, которые на сцене выглядят, как мне кажется, гораздо интереснее, чем на телеэкране. Именно театр развивает талант актера, кино же и телевидение его только эксплуатируют.
- Как сегодня складывается гастрольная жизнь театра?
- Прошлым летом мы совершили громадный гастрольный тур по самым разным городам: Новгород, Вологда, Керчь, Новочеркасск, Ростов, Минск. Мы встретили грандиозный прием. Было видно, как люди тоскуют по театру. Трудности, конечно, были, но они окупились той любовью публики, которую мы почувствовали во время этого турне. В последние годы мы довольно часто ездили за границу. Вот только что со спектаклем "Король, дама, валет" весьма успешно гастролировали во Франции, в Марселе.
- Публика всегда с нетерпением ждет премьер в Театре имени Ленсовета....
- Сейчас у нас репетируется четыре спектакля. Мы не первый раз сотрудничаем с Геннадием Тростянецким, который на Малой сцене выпускает свой спектакль-фантазию по мотивам "Анны Карениной". На Большой сцене у нас репетирует итальянский режиссер Алессио Бергамо. Он ставит пьесу Кальдерона "Дама-призрак". На Малой сцене Олег Леваков репетирует очень занятную пьесу Славомира Мрожека "Банан". А Юрий Бутусов намерен поставить спектакль по пьесе польского драматурга Мысливского "Вор".
- Вы не назвали планы главного режиссера Театра имени Ленсовета...
- Они есть, но суеверие подсказывает, что лучше их раньше времени не выбалтывать. Сначала надо выпустить все вышеназванные спектакли. Это тоже предмет заботы главного режиссера. Cам за новый спектакль возьмусь не раньше осени.
Беседовал Сергей ИЛЬЧЕНКО