Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Владислав Пази: «Из поклонника можно воспитать зрителя»

Елена ПЕТРОВА,- «Аргументы и факты», 2001, № 15, 11 апреля

15 и 16 апреля в Театре им. Ленсовета - премьерный показ спектакля «Поживем - увидим» по пьесе Бернарда Шоу. Постановка художественного руководителя Владислава ПАЗИ. Нужно отметить, что Владислав Борисович уже пять лет возглавляет труппу. Если в начале его деятельности артисты и критики говорили: «Поживем - увидим», то теперь вполне можно подвести итоги. 
Театр лучше сериала 
- Не такая уж грандиозная цифра для юбилея, - считает Владислав Борисович, - но кое-что сделать, я думаю, удалось. Прежде всего - вернуть зрителя. Когда я пришел, труппа была в сложном положении. Игорь Петрович Владимиров долго и тяжело болел, практически работой заниматься не мог. В театре была низкая посещаемость, новых спектаклей выходило мало. Сейчас мы снова стали одними из самых популярных, создан новый, обширный репертуар, ездим на гастроли по стране и за границу, получаем награды и премии. В труппу влилась большая группа молодежи, при театре набран курс Театральной академии. 
- В числе молодых, которых вы пригласили, - Михаил Пореченков, Константин Хабенский, завоевавшие популярность съемками в сериалах. Злые языки поговаривают, что слияние с труппой не пошло молодым на пользу, они стали играть хуже. 
- Ну, это глупость, что значит «хуже»? Если смотреть их в сериалах, то мнение отчасти и справедливое, потому что там зачастую играть нечего. А вот то, что они делают на сцене, - очень высокого качества. Популярному человеку сопутствует злоязычие, это обычное явление. 
- Возникают ли в театре проблемы в связи с занятостью актеров на стороне? 
- Бывает, но справляемся. Главное, что артисты ценят работу именно в этом театре. Если говорить о самых занятых на стороне, вы забыли Сергея Мигицко, который участвует в весьма громких московских проектах, Семена Стругачева, Анну Ковальчук, да и многих: 
- Не мешают ли театру поклонники звезд? 
- Ну как поклонники могут мешать? Разве что лично артистам: А для театра это значит, что он интересен, и те из поклонников, которые не очень искушены, а просто ходят посмотреть на кумиров, постепенно приобщаются к искусству. Из поклонников они могут вырасти в зрителей. 
Коллективизм в дефиците 
- Как бы вы определили, что такое искусство театра? Понимаю, что тема необъятная, но, наверняка, об этом размышляли. 
- Говоря просто - это воздух, который необходим человеку. Можно, конечно, дышать на Владимирском проспекте бензиновыми выхлопами, но необходимо иногда сделать свежий глоток. Искусство - игра, а любому человеку свойственно играть, это природная, можно сказать - физиологическая потребность. Зритель - один из главных участников акта искусства. 
- Вы включили в работу театра своих студентов. В «Поживем - увидим» двое из них играют большие роли. Сегодняшние молодые отличаются от студентов вашей поры? Они не слишком меркантильные? 
- Нет. Люди, которые думают о деньгах, не идут в театральный. А если и приходят, то быстро покидают. Мои студенты хотят заниматься именно актерской профессией. Не могу сказать, что нынешняя молодежь отличается большой дисциплинированностью или сверхъестественным трудолюбием, а вот бескорыстной любовью к искусству - да. От студентов моих времен они отличаются некоторым дефицитом коллективистского сознания, которое для театра необходимо. В театре ведь все друг от друга зависят. Для меня нелегкая задача соединить их, достаточно яркие индивидуальности. 
Стихия игры 
- В былые времена у каждого из ленинградских театров было собственное, ни на кого не похожее лицо. Сейчас разница стирается: 
- Такая тенденция есть, потому что театры превращаются в прокатные площадки. Один и тот же режиссер переходит с одной на другую, иногда даже с одними и теми же артистами. Это нивелирует театры как Лица. Мне процесс кажется противоречащим русской традиции, когда труппа как некая художественная единица имела индивидуальность. В нашем театре пытаемся таким тенденциям противостоять, у нас играют только свои актеры. 
- Как бы вы сформулировали, в чем особенность вашего театра? 
- Этому театру всегда - это было и при Владимирове, и еще раньше, при Акимове - в очень высокой степени была свойственна игровая стихия. Театр как игра, а не как некое подобие жизни или место, где создаются интеллектуальные шарады, которые интересно разгадывать критикам. Игровой стихией пронизаны все лучшие спектакли. И режиссеры подбираются, для которых это естественно. Такой театр интересен и мне, и Юрию Бутусову, и Геннадию Тростянецкому, с которым сейчас сотрудничаем. Он ставит камерный спектакль по мотивам «Анны Карениной». 
- Опять классика. В советское время режиссеры жаловались, что нет хороших современных пьес, и сейчас тоже? 
- В советское время была масса прекрасных пьес! Это идеологи жаловались, потому что вечно не было пьесы, нужной обкому. Сейчас есть произведения коммерческого плана с реалиями сегодняшнего дня, но достаточно поверхностные. Много хорошей абсурдистской драматургии. А вот глубоко осмысляющей сегодняшнее время пьесы мне не попадалось. 
- Поэтому вы взяли Бернарда Шоу? 
- Эту пьесу я давно себе наметил и удивлялся, почему она в России почти не ставилась. Меня привлекло, что она была написана в канун ХХ века - в этом рифма с нашим временем. Такие странные, забавные проблемы, которыми, как думают герои Шоу, будет наполнен новый век: Мы-то знаем, что проблемы были другие, но и сами думаем про двадцать первый бог знает что. Поживем - увидим. Через классику театр все равно познает сегодняшнее время. 
Обручение с труппой 
- Актеры жалуются, какая у них зависимая профессия. Главным образом от режиссеров. Зато вы, наверное, совершенно свободны? 
- Совершенно несвободен. Есть обязательства перед зрителями создавать спектакли, интересные не только мне. Есть - перед труппой, которая хочет играть. Есть - перед учредителем, который определяет наши финансовые возможности. Есть - перед собой. 
- А как, с финансовой точки зрения, живут артисты? 
- По-разному. Легче тем, кто может подработать в сериалах или кино. Но если говорить о государственных ставках, то даже с надбавкой города и самого театра зарплата артиста колеблется от 1200 до 3000 рублей. Вот и вся амплитуда - от выпускника института до народного артиста. А наш театр из самых высокооплачиваемых. 
- А вы сами работаете на стороне? 
- Нет времени, ведь я не только художественный руководитель, но и директор театра. За пять лет единственное, что сделал, - поставил оперу в Сан-Франциско. Это «Обручение в монастыре», которое до этого ставил в Мариинском театре. Предложений много, когда-нибудь откликнусь, потому что нужно иногда отдыхать от труппы, с которой работаешь. Но пока это время еще не пришло.


Елена ПЕТРОВА

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр