Top.Mail.Ru

Владислав Пази: «Из поклонника можно воспитать зрителя»

Елена ПЕТРОВА,- «Аргументы и факты», 2001, № 15, 11 апреля

15 и 16 апреля в Театре им. Ленсовета - премьерный показ спектакля «Поживем - увидим» по пьесе Бернарда Шоу. Постановка художественного руководителя Владислава ПАЗИ. Нужно отметить, что Владислав Борисович уже пять лет возглавляет труппу. Если в начале его деятельности артисты и критики говорили: «Поживем - увидим», то теперь вполне можно подвести итоги. 
Театр лучше сериала 
- Не такая уж грандиозная цифра для юбилея, - считает Владислав Борисович, - но кое-что сделать, я думаю, удалось. Прежде всего - вернуть зрителя. Когда я пришел, труппа была в сложном положении. Игорь Петрович Владимиров долго и тяжело болел, практически работой заниматься не мог. В театре была низкая посещаемость, новых спектаклей выходило мало. Сейчас мы снова стали одними из самых популярных, создан новый, обширный репертуар, ездим на гастроли по стране и за границу, получаем награды и премии. В труппу влилась большая группа молодежи, при театре набран курс Театральной академии. 
- В числе молодых, которых вы пригласили, - Михаил Пореченков, Константин Хабенский, завоевавшие популярность съемками в сериалах. Злые языки поговаривают, что слияние с труппой не пошло молодым на пользу, они стали играть хуже. 
- Ну, это глупость, что значит «хуже»? Если смотреть их в сериалах, то мнение отчасти и справедливое, потому что там зачастую играть нечего. А вот то, что они делают на сцене, - очень высокого качества. Популярному человеку сопутствует злоязычие, это обычное явление. 
- Возникают ли в театре проблемы в связи с занятостью актеров на стороне? 
- Бывает, но справляемся. Главное, что артисты ценят работу именно в этом театре. Если говорить о самых занятых на стороне, вы забыли Сергея Мигицко, который участвует в весьма громких московских проектах, Семена Стругачева, Анну Ковальчук, да и многих: 
- Не мешают ли театру поклонники звезд? 
- Ну как поклонники могут мешать? Разве что лично артистам: А для театра это значит, что он интересен, и те из поклонников, которые не очень искушены, а просто ходят посмотреть на кумиров, постепенно приобщаются к искусству. Из поклонников они могут вырасти в зрителей. 
Коллективизм в дефиците 
- Как бы вы определили, что такое искусство театра? Понимаю, что тема необъятная, но, наверняка, об этом размышляли. 
- Говоря просто - это воздух, который необходим человеку. Можно, конечно, дышать на Владимирском проспекте бензиновыми выхлопами, но необходимо иногда сделать свежий глоток. Искусство - игра, а любому человеку свойственно играть, это природная, можно сказать - физиологическая потребность. Зритель - один из главных участников акта искусства. 
- Вы включили в работу театра своих студентов. В «Поживем - увидим» двое из них играют большие роли. Сегодняшние молодые отличаются от студентов вашей поры? Они не слишком меркантильные? 
- Нет. Люди, которые думают о деньгах, не идут в театральный. А если и приходят, то быстро покидают. Мои студенты хотят заниматься именно актерской профессией. Не могу сказать, что нынешняя молодежь отличается большой дисциплинированностью или сверхъестественным трудолюбием, а вот бескорыстной любовью к искусству - да. От студентов моих времен они отличаются некоторым дефицитом коллективистского сознания, которое для театра необходимо. В театре ведь все друг от друга зависят. Для меня нелегкая задача соединить их, достаточно яркие индивидуальности. 
Стихия игры 
- В былые времена у каждого из ленинградских театров было собственное, ни на кого не похожее лицо. Сейчас разница стирается: 
- Такая тенденция есть, потому что театры превращаются в прокатные площадки. Один и тот же режиссер переходит с одной на другую, иногда даже с одними и теми же артистами. Это нивелирует театры как Лица. Мне процесс кажется противоречащим русской традиции, когда труппа как некая художественная единица имела индивидуальность. В нашем театре пытаемся таким тенденциям противостоять, у нас играют только свои актеры. 
- Как бы вы сформулировали, в чем особенность вашего театра? 
- Этому театру всегда - это было и при Владимирове, и еще раньше, при Акимове - в очень высокой степени была свойственна игровая стихия. Театр как игра, а не как некое подобие жизни или место, где создаются интеллектуальные шарады, которые интересно разгадывать критикам. Игровой стихией пронизаны все лучшие спектакли. И режиссеры подбираются, для которых это естественно. Такой театр интересен и мне, и Юрию Бутусову, и Геннадию Тростянецкому, с которым сейчас сотрудничаем. Он ставит камерный спектакль по мотивам «Анны Карениной». 
- Опять классика. В советское время режиссеры жаловались, что нет хороших современных пьес, и сейчас тоже? 
- В советское время была масса прекрасных пьес! Это идеологи жаловались, потому что вечно не было пьесы, нужной обкому. Сейчас есть произведения коммерческого плана с реалиями сегодняшнего дня, но достаточно поверхностные. Много хорошей абсурдистской драматургии. А вот глубоко осмысляющей сегодняшнее время пьесы мне не попадалось. 
- Поэтому вы взяли Бернарда Шоу? 
- Эту пьесу я давно себе наметил и удивлялся, почему она в России почти не ставилась. Меня привлекло, что она была написана в канун ХХ века - в этом рифма с нашим временем. Такие странные, забавные проблемы, которыми, как думают герои Шоу, будет наполнен новый век: Мы-то знаем, что проблемы были другие, но и сами думаем про двадцать первый бог знает что. Поживем - увидим. Через классику театр все равно познает сегодняшнее время. 
Обручение с труппой 
- Актеры жалуются, какая у них зависимая профессия. Главным образом от режиссеров. Зато вы, наверное, совершенно свободны? 
- Совершенно несвободен. Есть обязательства перед зрителями создавать спектакли, интересные не только мне. Есть - перед труппой, которая хочет играть. Есть - перед учредителем, который определяет наши финансовые возможности. Есть - перед собой. 
- А как, с финансовой точки зрения, живут артисты? 
- По-разному. Легче тем, кто может подработать в сериалах или кино. Но если говорить о государственных ставках, то даже с надбавкой города и самого театра зарплата артиста колеблется от 1200 до 3000 рублей. Вот и вся амплитуда - от выпускника института до народного артиста. А наш театр из самых высокооплачиваемых. 
- А вы сами работаете на стороне? 
- Нет времени, ведь я не только художественный руководитель, но и директор театра. За пять лет единственное, что сделал, - поставил оперу в Сан-Франциско. Это «Обручение в монастыре», которое до этого ставил в Мариинском театре. Предложений много, когда-нибудь откликнусь, потому что нужно иногда отдыхать от труппы, с которой работаешь. Но пока это время еще не пришло.


Елена ПЕТРОВА