Top.Mail.Ru

ВЛАДИСЛАВ ПАЗИ: «Бульварный» - ну и что?"

Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ,- «Культура», 2003, № 49, 18 - 24 декабря

Санкт-Петербургский Театр им. Ленсовета отметил свой юбилей. Этот театр за свою долгую жизнь знал разные времена - стремительные взлеты и сокрушительные падения. Но всегда ниша его в культурном климате города на Неве оставалась тем не менее определенной. Как ощущает себя почтенный юбиляр сегодня на афише Санкт-Петербурга? Какие проблемы решает, а на какие старается не обращать особенно пристального внимания? Об этом рассказывает художественный руководитель театра Владислав ПАЗИ. 
- С именем вашего театра связано очень много воспоминаний у людей нескольких поколений. А для вас он что значит? 
- Это дом, в котором я живу. Основное место приложения моих творческих и организационных усилий. А вообще я с детства помню счастливый период, когда театром руководил Николай Павлович Акимов. Много раз слушал по радио и смотрел по телевизору "Весну в Москве". Галина Петровна Короткевич, бывшая тогда звездой театра, и сейчас кажется мне невероятной красавицей, когда я смотрю на ее фотографии в "Европейской хронике", которую тоже хорошо помню. Недавно к юбилею Акимова мы разыскали фильм-спектакль Театра имени Ленсовета "Дело" (1955). Поразительно современный спектакль. Актерские работы Ю.Бубликова и П.Панкова просто удивительны. Помню период безвластия между Акимовым и Владимировым. Нас тогда водили классом, не помню уже, как назывался спектакль, но помню, как чудный артист А.Эстрин посреди картонной пшеницы уныло радовался урожаю. Театр без режиссеров стал безликим. Потом появился Игорь Владимиров, и начался, наверное, самый славный период жизни этого дома. Как и все питерцы моего поколения, я помню все, что они делали с А.Фрейндлих, - и "Таню", и "Пигмалиона", и "Бедного Марата" с молоденькими Барковым и Дьячковым, и "Дульсинею", и "Люди и страсти", и много еще чего. Не буду лукавить - я не был безусловным поклонником этого театра, потому что был влюблен в БДТ. Но в то же время помню некий конфликт, некое напряжение между двумя полюсами питерской театральной жизни - БДТ и Театром Ленсовета. Невероятный успех, билеты, которые спрашивали аж с Невского, и то, что почему-то по-настоящему не ценилось тогда, - очень сильная труппа. Да, безусловным протагонистом была Фрейндлих. Но ведь в театре работали Петренко, Дьячков, Боярский, Солоницын, Соловей и ныне благополучно играющие у нас Барков, Леонова, Семенов, Девяткин, Маркина, Замотина, Балай. И следом пришла целая плеяда владимировских учеников, которые сейчас составляют зерно труппы. 
- Как театр встретил юбилей? 
- Главное, как мне представляется, весьма приличная творческая форма. Две большие премьеры минувшего сезона удостоены премий "Золотой софит": Мигицко за роль в спектакле "Фредерик, или Бульвар преступлений" и мюзикл А.Журбина "Владимирская площадь". 
Только что вышел любопытный спектакль по новой пьесе М.Павича "Кровать для троих", поставленный В.Петровым. 
Готовятся новые постановки. Специально в этом году придумали вместе с Театром Моссовета проект "длинных" гастролей. На протяжении года на дружественной нам сцене мы несколько раз покажем свои спектакли. Первая серия состоялась летом, был большой успех, масса откликов и даже, что совсем для нас неожиданно, писем из Москвы. 
На выпуске курс театральной академии, который мы воспитываем при нашем театре. Короче, жизнь продолжается. 
- Как ощущает себя Театр им. Ленсовета в семье петербургских театров? Как можно вообще, на ваш взгляд, охарактеризовать сегодняшний театральный процесс в Питере и в стране? 
- Ощущение своего театра на карте города мы постарались передать в спектакле "Фредерик, или Бульвар преступлений". И при Владимирове, и сейчас критика клеймит нас эпитетом "бульварный". Мы же не считаем нужным оправдываться - "бульварный" так "бульварный". В конце концов, это синоним слова демократический. В этом театре тем не менее идут В.Набоков, Л.Толстой, А.Вампилов, А.Платонов, Мольер, Шоу, Беккет, А.Камю, Г.Пинтер, Г.Бюхнер, С.Мрожек, И.Бергман, М.Кундера. У театра была и есть индивидуальность - это главное. Фредерик Леметр в нашем "Бульваре преступлений" удивляется: "Никогда не мог понять, почему провалы наших конкурентов вызывают уважение, а наши успехи - подозрение". Мы же к этому давно привыкли. 
Что касается театрального процесса, то он проходит очень противоречиво, и в Питере тоже. Мне кажется, сейчас главная задача людей моей профессии сохранить понятие труппы как коллективной художественной индивидуальности. Медленное превращение государственных театров в подобие антреприз, где созывают артистов откуда угодно, лишь бы физиономии их были хорошо узнаваемы (в результате чего одни и те же артисты играют во всех театрах), у меня вызывает печаль и скуку. В нашем театре играют только артисты нашей труппы. 
- Сегодня много говорят о современной петербургской молодой режиссуре. Как вы к ней относитесь? 
- Петербургская молодая режиссура, о которой говорят, уже не так молода. Это, по-моему, вполне сложившиеся мастера, которые идут своим достаточно ясным творческим путем: Ю.Бутусов, Г.Козлов, А.Галибин, В.Крамер. Ярко дебютировал не так давно А.Прикотенко. А что касается совсем молодой режиссуры, то ее пока не видно, но вот-вот должна появиться. Наш театр ее проклевыванию собирается способствовать. 
- Вы ведете курс в академии, студенты играют на сцене театра. Что такое, по-вашему, приход молодежи в сложившуюся труппу? 
- Воспитание студентов при театре - хорошо известный и проверенный именно в России метод. Несколько таких курсов выпустил Владимиров. И вот сейчас выпускаем мы с моими коллегами. Здесь очень много преимуществ. Ребята со второго курса очень интенсивно участвуют в творческом процессе театра. Некоторые из них сыграли довольно значительные роли в спектаклях, их курсовые работы вошли в репертуар текущих и имеют успех. Спектакль "Старший сын" получил Гран-при на Европейском фестивале театральных школ в Варшаве, был номинирован на "Золотую Маску" и "Золотой софит", приглашен участвовать в Русском фестивале в Марселе. Но есть в такой практике и свои издержки. Прежде всего оторванность студентов от собственно студенческой жизни. Они живут больше в театре, чем в институте. К тому же за кулисами можно набраться не только хорошего, но и дурного.

Беседу вела Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ