Top.Mail.Ru

Владимир Петров: «Подлинность и подлость человеческой природы нас интересует»

Вера Матвеева,- «Петербургский театрал», 2019, № 2 (18), февраль

21 и 22 февраля в Театре имени Ленсовета очередная премьера – спектакль «Фальшивая нота» по пьесе современного французского автора Дидье Карона в постановке Владимира Петрова. Владимир Сергеевич хорошо знаком «ленсоветовцам» и их зрителям по двум успешным спектаклям - «Кровать для троих» и «Night and day». Мы задали режиссёру вопросы о предстоящей премьере, о темах пьесы. - Современная пьеса по определению обязана говорить зрителю о том, что его волнует здесь и сейчас. Какие темы пьесы вас задели? - Очень актуальна сегодня тема мести, сведения счётов, причём через длительное время с момента самого совершения преступления, проступка, за которые хочется отомстить. Тема для искусства не новая. Вспоминается из классики, например, блистательный чеховский рассказ «Выстрел», когда приключение юности оборачивается очень жестоким поворотом, когда герой, который совершил неблагородный поступок, уже давно поменялся, он другой человек, а его настигает обвинение, требование сатисфакции. Вопрос об оправданности мести, о её соразмерности. Мы все меняемся с годами, и мы все – грешны. У нас у всех есть в прошлом неблаговидные поступки, святых-то нет на земле. - Вопрос - как человек с собственной совестью разбирается. Или вам интереснее тот герой, который требует возмездия? - Он сложнее. Вот мне сделали больно, я эту боль пестую, лелею, выращиваю, культивирую, она достигает таких размеров, что я не могу насытиться уже никакой ответной реакцией виноватого в моей боли. Просто вас убить мне уже мало. Мне вас надо так замучить, чтобы я получил удовольствие от самого процесса, беспощадного, чтобы я сам достиг катарсиса в этих своих действиях, испытал наслаждение. А катарсис-то и не получается, потому что дело-то не христианское. Хотя есть и такое в христианстве – «Отмщение и аз воздам». - Но вам важнее «Не судите, да не судимы будете», так? - Да, тема сведения счётов, то, сколько душевных сил и здоровья люди тратят на обвинения в совершенных когда-то против них неправедных действиях. - Это вы про мировую эпидемию обвинений в харрасменте? - В том числе. У человека рушится карьера, жизнь, из-за того, что ему припоминают невообразимо далёким задним числом некую фривольность в поведении. Ну никак не могут простить Романа Поланского за когда-то соблазнённую девушку, которая сама уже давно его простила и просит снять все обвинения. Нет, мы тебя достанем. И почему-то это происходит всегда с людьми известными, как будто вот опозорить человека знаменитого – особое наслаждение. - Вы испытываете своего рода сочувствие к герою пьесы, известному состоявшемуся дирижёру, которого настигает расплата за грехи юности? - Я его понимаю. Это очень актёрская пьеса, сценический дуэт двух сильных мужчин-актёров. Без женщин. Без любовных треугольников за скобками. Наша задача с исполнителями Артуром Вахой и Семёном Стругачёвым удержать напряжение, сделать захватывающей эту борьбу, битву двух героев, 2 при этом до последнего не раскрывая загадку сюжета. Подлинность и подлость человеческой природы нас интересует. - А тема про то, как желание мести разрушает личность мстящего, вам близка? - Трудно сказать. Вообще-то говоря, «гений и злодейство» вполне себе совместимы, как показывает история. Человечество уже сто семьдесят лет с воодушевлением сочувствует великому мстителю всех времён и народов графу Монте-Кристо, радуясь уничтожению его врагов. Понятие мести с разных сторон отработано культурой. Конечно, для христианской культуры значимы максимы «Кто безгрешен, пусть первый бросит в неё камень», или «Ударили тебя по одной щеке – подставь другую». Месть – это, конечно, тупик. Но, к сожалению, она всегда доставляет удовольствие мстящему, и это проблема.

Беседу вела Вера Матвеева