Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Владимир Матвеев

Евгений Соколинский,- «Театральный Петербург», 2002, № 3, 1 - 15 февраля

 

 

Занимаясь как-то арифметическими подсчётами, я пришёл к выводу, что на весь театральный Петербург найдётся лишь три-четыре актёра мужеска пола, у которых на сцене горят глаза. Горят они, разумеется. По-разному. У героев Владимира Матвеева - горят яростью, смешанной со страхом или восторгом.
Любопытная у него специализация: экстаз отрицания. Начинал он с роли шулера Ихарева, влюблённого в колоду краплёных карт («Игроки»), был униженным Наполеоном («Адъютантша Его Величества»). Совсем недавно «родились», благодаря фантазии артиста, вор, убийца, ревнивец Бессудный («На бойком месте» А.Н.Островского) и Каренин («Каренин. Анна. Вронский.»). Впереди маячит Шейлок из «Венецианского купца», требующий в качестве расплаты за обиду человеческое мясо. 
В подтексте всех лучших ролей Матвеева - обида, оскорблённое человеческое достоинство, которое требует выхода, компенсации. Бессудный понимает, что супруга его обманет - страдает и бесится от бессилия, играет с огнём, позволяя жене миловаться с проезжающими «в строго ограниченных рамках». На первый взгляд, зверь зверем, смотрит на всех окружающих взглядом василиска, но на самом деле он боится оказаться в смешном положении. И, конечно, оказывается.
Вукол Ермолаевич, на счету которого, видать, кровь доброго десятка христианских душ, не только получает по лбу в результате неудачного разбоя - домашняя ситуация заставляет его голову окончательно пойти кругом. Мы видим оскаленные зубы, с шумом вырывающееся дыхание. Нет возможности остановиться, нет возможности изменить что-то. Василиск превращается в растерянного тюфяка. Интересны контрасты, крайние состояния, интересно показать русского ревнивца с африканскими страстями, который сам себе Яго. Бессудный, разумеется, комичен, однако его необузданность оставляет сомнение: ведь может сдуру и порешить свою шуструю Дездемону.
Каренин далёк от уголовника с постоялого двора. Пытается жить «правильно», но страсть затягивает в свой омут. Владимиру Матвееву приходится труднее всего - партнёры, что ни говори, фигуры романтические. Каренин играется с внешней издёвкой при внутреннем трагизме. Лицо и маски меняются от эпизода к эпизоду. В этой роли требуется сыграть целый конгломерат взаимоисключающих черт и характеристик: от «человека-машины» до «святого», от «дурака» до «совести петербургского общества». В сцене, когда у Алексея Александровича впервые рождается сомнение в жене, мы наблюдаем раздвоение Каренина. Чувствуется интонация гоголевская или даже интонация Достоевского. Тем, кому дорог прежде всего страдающий Каренин, театральная версия Матвеева - Тростянецкого может показаться излишне гротескной. Но перечтите роман, и там на каждом шагу встретится «визгливый голос», «писклявый тон», «плешивая голова». Каренин - Матвеев пробует наедине с собой разные варианты поведения, интонаций. То берёт напыщенный тон Огурцова из «Карнавальной ночи»: «Я - государственный человек», то обращается с задушевной интонацией к залу с просьбой войти в его положение, то говорит: «Мне больно» - с «турецким» акцентом. В начале второго акта он оборачивается мольеровским рогоносцем, вспоминая товарищей по несчастью и рисуя на стене их рога, всё более кустистые, примеривается к роли неумелого дуэлянта, которому женщины приносят пистолеты, «ставят» решительный подбородок при выстреле. Его страсти гуляли до сих пор в высших государственных сферах. Глаза загорались при мысли о проблеме инородцев и комиссии по орошению - теперь ревность и отчаяние делают солидного, умного мужчину жалким и нелепым, голос срывается на фистулу. Правда, на сцене не только человек, который поворачивается разными сторонами своего существа, нам показывают и то, как воспринимает его жена.
События прослеживаются во многом через сознание Анны - Елены Кривец. Она - самый естественный человек постановки. Полная, сильная, красивая, Анна - таран: сокрушает всё на пути своей страсти. После встречи с Вронским зачем-то рядом оказался муж, и положительнейший Алексей Александрович вдруг представляется ей чудовищем: разваливающийся на составные части шамкающий старичок, уши - с ладонь, ест противно, почавкивая, пофыркивая, высовывает чуть не до подбородка длинный язык. О, этот вампирчик, читающий книжку «Поэзия ада» и сурово ведущий женщину в спальню, как жертву на заклание!
Традиционный Каренин (если здесь уместно говорить о традиции) - воплощённая благопристойность и спокойствие. Каренин Матвеева постоянно возбуждён. Как ни странно, в этом спектакле он - более страстная фигура, чем Вронский. Каренин постоянно протестует: против Государственного совета, против жены, измены, неприличия. Он собственник, но пылкий собственник. Может бояться дуэли, однако в этом страхе - лихорадочность, мрачный комизм. Не случайно Каренин поставлен впереди Анны и Вронского в названии композиции Тростянецкого. Режиссёру интересен Каренин не потому, что он самый «симпатичный». Злых красок ни режиссёр, ни актёр не жалеют. Но, вопреки распространённой точке зрения, Каренин способен к кардинальным изменениям. Анна и Вронский, при всех внешних переменах, остаются самими собой, поступают согласно своим желаниям. Каренин ломает себя и постигает то, что ему было прежде недоступно. Этим интересен герой Толстого, этим интересен сам Матвеев. «Золотой софит» за роль он получил недаром. Вероятно, образ Каренина - самое сложное из того, что он до сих пор делал. Удивительное разнообразие красок, очевидная филигранная сделанность, и при том всё сцементировано темпераментом, искренней болью: «За что?». Мир рушится, однако Каренин идёт навстречу страданию и в конечном итоге оказывается самым бескорыстным человеком, способным к пониманию другого.
Прошли времена, когда мы искали на сцене героя «без страха и упрёка». Теперь настоящий герой привлекает масштабом противоречий, а не красотой профиля и незамутнённостью взгляда. И Каренин, безусловно, среди таких настоящих. Другое дело, когда ещё встретится такая роль?
Евгений Соколинский

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! Спектакль "Три сестры", назначенный на 26 сентября, заменён на спектакль "Город. Женитьба. Гоголь.", начало в 18:00. Спектакль "Птицы", назначенный на 27 сентября, отменён. Приносим свои извинения!

Подробнее

ОТКРЫТА ПРОДАЖА БИЛЕТОВ!

Уважаемые зрители! Рады сообщить, что уже сегодня мы открываем продажи на спектакли сентябрьского репертуара! Вы можете приобрести билеты в кассе театра ежедневно с 11 до 19 часов. Подробная информация в кассе театра по телефону 713-21-91

Подробнее

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Поздравляем народного артиста России Ефима Александровича Каменецкого с 85-летием! Здоровья Вам, новых актёрских свершений на сценах Санкт-Петербурга. Мы всегда рады видеть Вас в нашем общем театральном Доме!

Подробнее

ЗОЛОТОЙ СОФИТ

Объявлены номинанты высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» сезона 2019-20гг.Наш театр представлен в четырех номинациях!

Подробнее

УТРАТА

Мы потеряли родного человека. 24 июня на 82-ом году жизни скончалась актриса Ирина Борисовна ЗАМОТИНА. Скорбим вместе с родными и близкими.

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр