Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Владимир Матвеев: «Анна любила не Вронского, а Каренина!»

Елена Петрова,- «Аргументы и факты - Петербург», 2001, № 5, 6 ноября

Высшую театральную награду города - «Золотой софит» - недавно вручили Владимиру Матвееву, актёру Театра имени Ленсовета, за роль Каренина в спектакле «Каренин. Анна. Вронский.» в постановке Геннадия Тростянецкого.

 

В защиту героя
- Когда я читал роман в юности, думал о Каренине: «жуткая сволочь», и желал Анне нового счастья, - рассказывает Владимир. - А теперь считаю, что истинная любовь была между Анной и Карениным, а история с Вронским - это такая «проверка на дорогах». Если б модно было переписать роман, я бы сделал, чтобы Анна с Карениным начали новую жизнь. Вронский - это наваждение, болезнь, из-за которой Анна начинает вести нелепое, мучительное существование.
...Ведь когда Анна была после родов при смерти - а в такие моменты человек не может лгать, - она совершенно искренне с Карениным примирилась. Выздоровев, снова начинает лгать, изворачиваться, изменять. Каренина я назвал великим и несчастным, это два вектора, определяющие моего героя, - величайшего ума человек и безумно несчастлив в личной жизни.

Разговор с фото
- До «Каренина» у меня долгое время в театре не было серьёзной работы. Как-то раз зашёл в литчасть и от нечего делать стал перебирать фотографии в ящике, на самом дне мне попалось фото Тростянецкого маленькое, видимо для пропуска. Взял в руки и говорю: «Гена, ну что же это такое, ты же обещал работу!» «Побеседовал», а вечером звонок - Тростянецкий. У меня волосы дыбом! Он говорит: «Понимаешь, мне сейчас звонил актёр Саша Медведев из Парижа, хочет играть Вронского, мол, надо сделать спектакль и привезти в Париж...» - «Ну и что?» - «Тебе я предлагаю роль Каренина». - «А сам ты где?» - «В Риге. Скоро приеду». Приезжает, весь такой возбуждённый, загадочный, «в материале», смотрит на меня: «Ну, стопроцентный Каренин, в десятку!» - «А кто же Анна?» - «Лена Кривец, она такая красавица». Ну, думаю, осложняется обстановка. Вронского не знаю, с Леной никогда не играл, да и больших драматических ролей у неё не помню. А как мы втроём весь роман сыграем - маски, что ли, будем надевать и перебегать от одного стула к другому? Так это уж будет капустник.

Пьеса
- Многие в театре называли нашу затею авантюрой. Действительно, даже пьесы не было. Сидим с Тростянецким за пустым столом и фантазируем. И так, с нуля, за четыре месяца сделали спектакль. Теперь-то, конечно, текст есть, 52 машинописных страницы, но я не могу репетировать по напечатанному. Только по нашему с Тростянецким рукописному, потому что в нём энергия. Беру рукопись на каждый спектакль, вот так подержу в руках, и возникает ощущение, что вспомнил весь текст.
Где играть спектакль, тоже не знали, как-то пошли на Малую сцену, Гена долго сидел и слушал мои увещевания, что надо играть на Большой, а потом заявляет: «Мне нравится это пространство».

Фантазия и этюды
- Я всё волновался - ну как же мы сделаем поезд? Предложил режиссёру - а может, поезда не будет, просто передавим Анну железным занавесом? Тростянецкий отвечает, мол, грандиозно, но на самом деле закончил спектакль сценой родов. Долго думали, с чего начать, ребёнка хотели ввязать в это дело - я даже предложил кого-то из своих сыновей, - у меня двое, Макару - 12, Матвею - 11. Умный хитрый режиссёр опять говорит: «Это так здорово, что слишком... У тебя фантазия безумная, ты бы хоть немного её унял», но это ещё надо понять, у кого из нас более безумная...
Как-то Тростянецкий мне и Медведеву предложил: «Встаньте друг против друга, ты, Володя, прицелься и выстрели». Я делаю - бах! Медведев падает, что делать? Бросаюсь к нему, начинаю его по сцене таскать, пытаюсь посадить - падает... Оказывается, Тростянецкий Медведева подговорил, а я-то не знал. Режиссёр любит такие провокации. Мы с Медведевым импровизируем. Тростянецкий смотрел-смотрел: «Всё, я поймал жанр!» И мы стали делать этюды, многое даже не вошло в спектакль, например, когда Каренин один бродит по квартире, берёт вещи Анны, надевает платье - чтобы проникнуть в её душу. 
Открытием для меня стала Леночка Кривец, оказавшаяся прекрасной партнёршей. Сначала она сидела тише воды ниже травы, боялась режиссёра (как поначалу и я), после репетиции в гримёрке как-то призналась: «Мне плохо, теряю сознание». Но постепенно осмелела. Как только она стала играть вот эту «болезнь любви», от которой у Анны съехала крыша, я понял - спектакль будет. А Медведев, наоборот, относился к работе без отдачи, и в результате его заменили Андреем Никитинских. 
Для меня было удивительным, как Тростянецкий работает с актёрами, выстраивает им каждое слово, каждую интонацию - я такой подробной работы сроду не видел. Он - человек в себе, иногда слова не вытянешь, а то вдруг его несёт, актёры каются со смеху.

Награда
- Как отношусь к награде? Это необходимое условие, чтобы артист успокоился, понял, что он в порядке. Как на зрелый фрукт ставят этикетку фирменную, мол, вот какой красивый! Правда, у артиста эта этикетка ещё и залог, что не съедят! Но я всегда спрашиваю себя о случившемся: «К худу или к добру?» Ещё бабушка научила. Ответ должен быть»: «Не знаю». После награды я стал спокойнее, а коллега спросил: «Надеюсь, ты станешь добрее?» - «Что ты имеешь в виду?» - «Ну, с таким характером!» - «Да если бы я был без характера, не любовался теперь на «Софит». Не бывает артиста без характера, примиряйтесь с его характером, не подминайте под себя, иначе мы будем как асфальт - ровные и бездарные. Только с характером можно было из авантюры сделать спектакль.
Записала Елена Петрова

 

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр