Спектакль Марии Романовой «Маршак – Маршак» в Театре им. Ленсовета – как булка с маслом к тарелке рисовой каши. Пришла вот такая лакомая ассоциация и никак не хочет уступать место сухим театроведческим оценкам. Булка, конечно, мягкая; масло, конечно, вкусное, прохладой своей прекрасно уравновешивающее горячую, ароматную, сладко-молочную кашу. Для полноты картины добавим сладкий чай, и чтоб непременно в чашке с милым рисунком. В этом наборе все предельно понятно и просто, емко, сытно и полезно. Ничто не раздражает, не царапает, не провоцирует. Деликатно, нежно и по-старомодному правильно.
Художник Мария Брянцева одела троицу артистов в уютные спортивные костюмчики, на манер тех, в которых сейчас ходит каждая вторая родительница. На эту современную «униформу» крепятся характерные детали другого времени: картузы и фартуки вокзальных носильщиков, старушечья тужурочка и модная дамская шляпка, шапочки и платочки разных мастей, ну и сковородка на голову, если речь идет о человеке
рассеянном. Коробки, как кубики в детской, повернувшись одним боком, изображают городские дома, а другими своими сторонами изображают части багажа известной дамы-собачницы. Еще имеются большущие цветные карандаши, разные, интересные и симпатичные, маленькие детальки реквизита, с помощью которых актеры преображаются в героев того или иного стихотворения. А стихотворения взяты самые-самые: «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый», «Пудель», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке». При прочтении каждой новой строчки по зрительскому телу сама собой расползается благость (как тепло от каши), и думаешь: вроде всегда знал, а вот сейчас напомнили, какие же хорошие добрые стихи! Наслаждение от текста, звука, ритма, интонаций – одна из главных ценностей этого спектакля, который в иные моменты напоминает театрализованный, очень грамотный урок по родной речи. В исполнении артистов: Анны Гольдфельд, Маргариты Ивановой и Дмитрия Хасанова, – все стихотворения не похожи друг на друга, новая история – новая игра. В одном больше остро-комического, клоунского, в другом – сентиментального, в третьем – иронично-абсурдного, а есть и вовсе театр теней. «Сказка о глупом мышонке» особенно впечатляет: капризного маленького грызуна и всех приходящих к нему нянек мы видим на теневом экране, а само стихотворение звучит песней под живой аккомпанемент гитары и аккордеона – убаюкивая, по кругу, необъяснимо наращивая драматическое напряжение, которое достигнет коды в устрашающе-сладком завывании кошки...
Впрочем, впечатляют все истории, каждая по-своему. А объединяет их фигура поэта, тоже сотворенная из подручных средств – трости, шляпы, куска газеты да очков. Самуила Яковлевича Маршака бережно водят под ручки, а голос Сергея Мигицко читает другие его стихи, взрослые, которые укутывают всю эту как будто детскую веселую игру невесомым покрывалом взрослой мудрости, заботы и любви.