2 и 3 июня 2022 года в Санкт-Петербургском Государственном Академическом Театре имени Ленсовета состоялась премьера спектакля «Вишнёвый сад» режиссёра Уланбека Баялиева по мотивам пьесы Антона Чехова.
Спектакль получился потрясающим! Уникальный режиссёрский взгляд на пьесу вызывает массу эмоций в сердцах зрителей, которые словно мазки кисти наполняют душу невероятными красками. При этом уважение к авторскому первоисточнику сохранено, но в него словно добавили некоторую долю иррациональности, которая, как это ни удивительно, придала смысл всему происходящему.
Эта постановка, словно фантазия на тему «Вишнёвого сада», предлагает иначе взглянуть на привычный сюжет. Все в нем не так, как кажется. А тот факт, что действие из русской усадьбы перенесено в японский дом, автоматически настраивает зрителя на новый лад.
Этот дом, словно китайская шкатулка — аллегория всей пьесы. Он постепенно раскрывается новыми уровнями, которые в свою очередь трансформируются в следующие, но и в них вновь оказывается двойное дно. А вот составить из них верную комбинацию предлагается зрителям.
Ёмкая, но в то же время минималистическая сценография также напоминает белый холст, на котором на передний план безапелляционно выходят проблемы и боли героев так, что ничто не удается скрыть.
Удивительно как Уланбек одновременно поднял несколько пластов пьесы в спектакле. С одной стороны это противопоставление хрупкого эфемерного мира уходящей аристократии новому поколению промышленников и купцов.
С другой стороны, это естественный отбор, при котором люди, неспособные брать на себя ответственность за жизнь, выбывают из игры, открывая дорогу тем, кто готов бороться за свое «место под солнцем».
А с третьей, кармические долги, которые настигают героев, отказавшихся замечать свои задачи на жизнь. При этом не возникает вопросов, как в дальнейшем сложатся их судьбы, они подспудно выстраиваются лепестками вишни.
Благодаря такому подходу история Чехова оказалась близка и нам. Ежедневно все мы сталкиваемся с различными задачами, в которых вынуждены менять свои роли. Но если забыть о том, что определяет наши истинные ценности, мы потеряемся в этом огромном мире. Что собственно и произошло с героями спектакля.
Женщина ради любви к повесе бросила свой дом и дочерей; её инфантильный брат, взрослый мужчина, находится в постоянном ожидании спасения; вечный студент, готовый только рассуждать, полон эгоизма и злобы; горничная, ведущая себя как госпожа; родная дочь как вечный ребенок; приёмная дочь тащит на своих плечах все заботы, потерявшая в этих заботах себя и своё право на счастье; удачливый купец, вышедший из самых низов в постоянных попытках доказать свою значимость и права…
Все герои полны боли и неудовлетворены своей жизнью, но их страх сделать шаг из усадьбы и вишнёвого сада, который крепко их держит, пока сильнее. Судьба, которая оказывается сильнее, сама выталкивает их вперёд.
Несмотря на тесную связь с прошлым, герои не берут из него энергию и опоры. Наоборот, обесценивая свои корни, они становятся людьми без цели, потому что все их действия складываются не «во имя», а «вопреки».
Гениальная идея противопоставления вишнёвого сада цветению сакуры призвана напомнить о ценности момента в настоящем. Время мимолетно, и от того как сознательно мы его проживаем, наша жизнь или наполняется смыслом, или полностью его теряет.
Красивая чувственная сценография подчёркивает значимость момента и подсвечивает черты героев, а пластика и движения актеров ещё глубже раскрывают их внутренний мир. Вся постановка, словно огромная головоломка, в основе которой лежит чеховский обличающий взгляд, приглашает честно взглянуть и на самих себя: кто мы? куда стремимся? какие пути для этого выбрали? какую цену готовы за это заплатить?…
Блестящий актёрский состав спектакля, словно единый организм, буквально на полутонах прожил своих героев, их прошлое, настоящее и будущее. И это было настолько удивительно и органично, что остаётся только аплодировать стоя!
Народная артистка России Анна Ковальчук, заслуженная артистка России Ирина Ракшина, Римма Саркисян, Дарья Циберкина, Олег Андреев, Олег Фёдоров, Антон Багров, Марк Овчинников, Галина Журавлева и Олег Сенченко — Браво! Благодаря вам погружение в ту историю стало таким полным!
«Вишнёвый сад» Уланбека Баялиева — спектакль не на один раз. К нему, словно источнику надежды и силы, хочется возвращаться вновь и вновь. И, на мой взгляд, именно такого послевкусия надежды и шёпота цвета вишни не хватает всем нам.
Театр Ленсовета по праву занял лидирующее место в Театральном мире Санкт-Петербурга: такое количество невероятных премьер в одном сезоне!
При этом все спектакли настолько качественно, интересно и разнообразно поставлены, что практически ежедневно можно ходить в театр за новыми впечатлениями.
Все постановки настолько живые, что невольно тянет заглянуть на сайт театра в ожидании новых удивительных открытий.
/Татьяна Преснякова/