Премьера режиссера Юрия Цуркану «Бешеные деньги» в Театре им. Ленсовета ни на минуту не даст усомниться в гении Александра Николаевича Островского, юбилейный год которого медленно, но верно подходит к концу.
Результатом юбилея любого отстоящего во времени драматурга всегда становится театральная волна премьер по его пьесам. «Датские» спектакли всегда конъюнктурны, порой недолговечны, иногда скучны (и в первую очередь – для театра, осуществившего «датскую» постановку). Но для Театра им. Ленсовета, который начинался в ноябре 1933 года со спектакля «Бешеные деньги» ученика Мейерхольда Исаака Кролля, нынешнее совпадение 200-летнего юбилея Островского и 90-летнего юбилея самого театра – не «датское», а знаковое событие. А, как известно, когда звезды сходятся, удача неизбежна.
Спектакль Цуркану рождает редкое в нынешнем театре ощущение четкого представления режиссера о конечном результате слаженных общих трудов. Перед зрителями возникает целостная, а не размытая режиссерская точка зрения на хрестоматийную, ставленную-переставленную пьесу. Спектакль удивительно структурирован, и все в нем работает именно на режиссерскую призму, преломляющую известный сюжет так, что зритель видит в нем день сегодняшний и не сомневается в невероятной современности темы бешеных денег.
Художник Николай Слободяник создает пространство, заданное очень простой (но мощной) подвижной для вращения конструкцией, размещенной на огромной фуре и представляющей собой пять огромных дверей-зеркал. Они свободно открываются в любую сторону, то формируя сплошную стену, то создавая порталы, ведущие куда-то в глубину сцены. Некогда идеальные, наверное, зеркала не новы и представляют собой остатки былой роскоши. На всех уже поплыла амальгама – создала сеточку, затягивающую зеркальную поверхность дымкой, привлекательной лишь для романтиков, но не для людей, желающих увидеть свое реальное отражение. Несколько ступеней ведут с авансцены к фуре с зеркальной конструкцией. Они разделяют нижнюю (авансцена) и верхнюю (фура) площадки. Так определяются три основных разноуровневых плана спектакля, позволяющих задавать место действия и значимость происходящих событий. Их дополнительно акцентируют точная работа художника по свету Дениса Солнцева и музыка Евгения Стецюка, уже тридцать лет являющегося заведующим музыкальной частью Театра им. Ленсовета.
Художник по костюмам Ника Велегжанинова не привязывает свою фантазию к XIX веку: одеяния героев максимально универсальны. Разве что выспренние наряды матери Лидии, Чебоксаровой-старшей (ее роль исполняет Анна Алексахина) отвечают букве истории моды и желанному этой героине статусу. А вот одежда ее дочери откровенно сексуальна. Основа всех костюмов Лидии (Диана Милютина), охотницы, мечтающей выйти замуж только за богатея, – облегающий роскошное и гибкое тело богини, сверкающий золотыми блестками комбинезон, который в разных сценах дополняют полупрозрачные платья и накидки. А работа режиссера по пластике Калерии Алексеевой искусно добавляет эротизма героине Милютиной – в походке, поворотах, резкости движений так и «светит» хищница из семейства кошачьих.
С героями-мужчинами дело обстоит совсем просто: только клетчатый пиджак Телятева (Олег Андреев) несколько напоминает сюртук. Прочие костюмы условно допустимы в любом времени: видеть нечто подобное приходится и на наших улицах. Как доху и нелепое сочетание зеленого и красного в одежде чудесного правдоруба и работоголика Саввы Василькова (Антон Багров), гобеленовый черно-серый пиджак Глумова (Максим Ханжов), дополненный актуальными туфлями-лоферами, или разноцветные жилетки и вязаное пальто Кучумова (Сергей Мигицко)…
Идеальное распределение ролей – это тоже про «Бешеные деньги». Включая добродушно-неглупого слугу Василькова Василия в исполнении Всеволода Цурило. Развидеть всех выше названных актеров в перечисленных ролях не представляется возможным. Вдобавок из разновозрастных Телятева, Кучумова и Глумова Цуркану формирует своеобразную ОПГ, состоящую вовсе не из пустоголовых и слабовольных прожигателей жизни, какими обычно видят их постановщики. Погоня за бешеными деньгами – их образ жизни. Это «синьоры из высшего общества»: добывание денег на пропитание стало для них профессией. На этом поприще они специалисты высшего класса, как правило, избегающие жесткой конкуренции и глубоких привязанностей. Кстати, Лидия вполне могла бы входить в эту банду искателей легких, бешеных денег. Но территория и конкретные цели ее охоты иные – не пересекается она с преступной группой по половому признаку. Хотя в трактовке Цуркану молодой Глумов/Ханжов невероятно близок Лидии – они из одного поколения, готового продать себя за наличные. Свободный творец Кучумов/Мигицко, например, на такое никогда не пойдет… Но, как бы то ни было, нарушать мужскую компанию и предавать проверенную временем мужскую дружбу ОПГ не собирается, а прекрасно существует в форме довольно разрозненного маленького коллектива, периодически распевающего песенку «Плыла, качалась лодочка по Яузе реке…» (помните, фильм «Верные друзья» родом из 50-х?). Королева интонации Анна Алексахина преступных намерений своей героини тоже не скрывает и жестко дает понять, что она готова поторговать дочерью исключительно ради своего, а не Лидушкиного благополучия. Алексахина с первых шагов делает из Чебоксаровой нерукопожатную фигуру, даже не пытающуюся прикрыть свой денежный интерес любовью к дочери. Она тоже «своя», оттого и члены банды у них в доме частые гости, хотя близких отношений с матушкой Лидии не поддерживают (случись что, она и их продаст, не задумается, логично же?). Кстати, оправданием визитов в дом Чебоксаровых Телятева-Глумова-Кучумова и разбором их психологических связей внутри сюжета иные режиссеры и вовсе не занимаются…
Судя по живой реакции зрительного зала, представленные на сцене типы и ситуации знакомы людям до колик. Где оно время, когда деньги были не главное, рассрочка была беспроцентной, а для «перехватить до зарплаты» существовала касса взаимопомощи? Господи, как мы живем! Страшно подумать. Просто комедия.
Екатерина Омецинская