Кажется, что это совершенно женская история: пьеса, написанная молодым драматургом Ярославой Пулинович, поставленная Марией Романовой для яркой драматической актрисы Елены Комиссаренко. А на самом деле Жанна или Жан – не так уж и важно. Главная героиня – не только успешная, сделавшая себя сама, сильная и поэтому одинокая женщина, но прежде всего хищный потребитель, усвоивший за годы тяжелой борьбы неписаные законы конкурентного общества.
Елена Комиссаренко существует на сцене очень точно, осмысленно, заполняя своей энергией каждый сантиметр сценического пространства. Эмансипированная и лишенная предрассудков женщина, чья молодость пришлась на 90-е, носит почти мужское пальто, брюки, белую рубашку навыпуск, она пьет водку, не закусывая, дает взятки, ругается и терпеть не может сантиментов. Тотем Жанны – одинокая волчица, которая периодически появляется на видеопроекторе. Движения Комиссаренко подчеркнуто угловатые и резкие, голос прокуренный, низкий, интонации нарочито грубые, а волосы строго зачесаны назад. Все жесты ее Жанны закрыты – это защитная реакция, желание отгородиться, спрятать свои чувства. Перед нами очень сильный, бескомпромиссный, незаурядный характер в духе героинь Марлен Дитрих.
Действие происходит на полупустой сцене. В квартире Жанны доминирует лаконизм, черный цвет, но кругом развешаны зеркала, создающие эффект умножения. Возникает иллюзия тотальной отчужденности, единственный собеседник для нее – она сама. Жанна раскрывается в монологах. С другими она в основном молчит и наблюдает, а наедине с собой может быть откровенной и неожиданно душевной. Она потрясает нас пронзительными строками из стихотворений Арсения Тарковского, и мы понимаем, что огрубевшая душа Жанны не разучилась тосковать и болеть.
В спектакле звучит чудесная музыка (которая наверняка звучит в Райском саду поэта), льющаяся из саксофона Юлии Колченской, – это то живое, настоящее в Жанне, что не находит выхода и постепенно затухает к финалу. Поэтому так легко декорации дорогой двухэтажной квартиры Жанны сменяются кладбищем, на котором похоронен ее отец. Она не ходит на могилу любимой матери, которая умерла на ее руках много лет назад, но постоянно приходит к отцу – напомнить, что она, Жанна, существует, доказать, что жизнь у нее состоялась. Любовь и ненависть к нему слились воедино. Боль из-за предательства отца Жанна заглушает демонстративными огромными букетами и самой дорогой на кладбище могилой. А ведь он, как и все мужчины в спектакле, трус, слабак, бросивший жену с маленькой дочерью. И с тех пор Жанна начала свою борьбу за выживание, с тех самых пор деньги, власть и сила стали для нее главными ориентирами в жизни. Она не может позволить себе проявить слабость, оступиться, потому что никто не протянет руку помощи.
В ее жизни есть только работа. Личная жизнь не сложилась, позади потери и расставания. Отдыхать она не умеет и не хочет. Людьми Жанна манипулирует, подчиняет их себе, но при этом оказывается, что окружающие ради меркантильной выгоды, карьеры и сами способны поступиться совестью и гордостью. И женщины так же беспринципны, как и мужчины. Здесь нет исключений. Молодого любовника Андрея (Иван Бровин) Жанна опекает почти как мать, устроила его к себе в фирму, кормит, одевает. Но у Андрея появляется другая и он уходит к своей беременной подруге, студентке, почти ребенку, для которой он – защитник и шанс зацепиться в большом городе. Однако оказывается, что благородный порыв Андрея и приятная роль счастливого отца – слишком тяжелая ноша, потому что он, привыкший жить чужим умом и за чужой счет, не в состоянии повзрослеть и справиться с грузом ответственности. Квартирный проект закончился крахом, и он снова просит деньги у Жанны, покорно опускаясь до роли мальчика по вызову.
Юная Катя (Вероника Фаворская) почти весь спектакль ходит в белоснежном, почти подвенечном платье. Она все время в ожидании свадьбы, ребенка, в ожидании счастья. Для нее замужество, квартира, устроенный быт – предел мечтаний и цель жизни. Когда ее надежды и идеалы рушатся, доверчивая невеста превращается в капризного и истеричного домашнего тирана. Фаворская чеканит каждое слово, движения становятся резкими и агрессивными. В мире купли-продажи чувства исчезают без следа, и любовь – не исключение.
Жанна сознательно эгоистична, но ее тайная нереализованная потребность – заботиться о ком-то, довериться, не ожидая удара в спину. Откровенность пришедшего в гости коллеги по бизнесу Виталия (Сергей Кушаков) оставляет в душе Жанны кровоточащую рану от собственной невостребованности. Вся его новая жизнь крутится вокруг маленькой дочери Вари – самого родного существа на свете, и никакой другой любви, в чем он уверен, у него не было и уже не будет. К жене он равнодушен, между ними уговор: у каждого – своя жизнь. Повзрослевших детей он не воспитывал, а очередную любовницу уволил без объяснения причин. Однако его счастье омрачается все усиливающимся с годами страхом – состариться, когда окружающие начнут принимать пожилого отца за дедушку. Эгоистическое начало героев снова берет верх над искренними порывами. Очень скоро Варенька, которой Виталий щедро покупает подарки и новые куклы, сама становится для него очередной игрушкой. И он, конечно же, не справится, предаст, и одним брошенным человеком станет больше.
Мир пьесы деловит и жесток. В нем любое общение – героям в тягость. По законам джунглей, остаются только волевые хищники и их инфантильные жертвы. Душа Жанны озлобилась незаметно для нее самой. Ни карьера, ни дом в Италии не делают ее счастливой. Плачущей в телефонную трубку Вареньке она советует быть сильной, как она. В финале Жанна превращается почти что в Медею, но не убивающую детей, а забирающую себе чужого, новорожденного сына Андрея и Кати. Она привыкла брать от жизни все.
Спектакль балансирует, приближается к мелодраме, но не становится окончательно на мелодраматические рельсы. Медленный темп первого акта ускоряется во втором. Кольцевая композиция знаменует возвращение к привычному для Жанны чувству одиночества. Есть в этом что-то от грустной притчи. Жанна снова бредет по жизни волком. Малолетний приемный сын Дима ее стыдится, для него она – старуха, у которой он снисходительно берет деньги. На этом общение между ними заканчивается. Осчастливить против желания, как известно, нельзя. Единственным слушателем Жанны, который, однако, не может ни ответить, ни возразить, остается отец. И мы видим, насколько нуждалась она в его любви, и именно у него она просит прощения. Она окончательно стала похожей на него, а сын – на нее.
Люди сами загнали себя в этот круг, из которого нет выхода. Даже воспоминания о далеком детстве не могут стать для Жанны убежищем. Детский голос из прошлого (Серафима Фомина) настойчиво повторяет: «Вернуться туда невозможно». Да и, наверное, при отсутствии любви все повторилось бы снова.
Автор: Елена Омеличкина