Театр имени Ленсовета продолжает свою программу поддержки молодых режиссеров, предоставляя для их дебютов и экспериментов Малую сцену. Как раз к последнему можно отнести постановку «Венчания» молодого польского режиссера Бениамина Коца. Тексты Витольда Гомбровича в отечественном театре не жалуют. Как и тексты многих других польских авторов – Выспяньского, Ружевича, Виткевича, Гловацкого и т. п. Целый пласт драматургии в свое время был пропущен, сейчас пытаются наверстывать. Правда, то и дело обнаруживается, что часть драм уже морально устарела, режиссеры не могут подобрать адекватный сценический язык, отчего просмотр таких постановок бывает утомителен.
Для польского театра «Венчание» то же, что «Гамлет» для британского, местами даже более сновидческий. Бениамин Коц усиливает это впечатление: отдав две мужские роли в своем спектакле актрисам, увеличивает гендерный перевес в пользу женщин. Наблюдать за молодыми артистами как они работают с непростым текстом, как местами борются с ним весьма любопытно. Текстам Гомбровича, к слову, психологизм противопоказан по определению. София Никифорова в роли Хенрика – князя и сына – ведет свою роль больше как психологически реальную, чем гротескную. Когда-то юноша ушел на одну из очередных войн, а по возвращении застал родной дом в страшном запустении и родителей в могилах. Его невеста Мария (Вероника Фаворская) превратилась в угловатую и забитую служанку Маню. Когда-то Хенрик хотел возвысить и прославить своего отца, любовь к Марии, но – предал все и всех. Придя на родное пепелище, он пытается воссоздать тот ушедший мир усилием воображения. Для преображения пространства герои закрепляют огромное белое полотнище таким образом, что по форме оно напоминает шатер. И в этом шатре появляются князь – отец Хенрика (Тоня Сонина), княгиня – мать (Анна Жмаева) и Мария в подвенечном платье и бесконечной фате. Пластику униженных, раздавленных судьбой людей сменяют благородная осанка, походка, жесты. Мария – нежна и прекрасна. Князь легче сносит удары судьбы и оскорбление достоинства. Княгиня сохраняет любовь к сыну и также эмоциональна, как и в другом своем изводе. Группу сомнамбулических персонажей завершает Владо (Сергей Филатов), друг Хенрика. Он играет то ли привратника у врат Ада, то ли вернувшегося (ненадолго) с того света для сбора смертельной жатвы. Из общего ряда явно выбивается Сергей Волков в роли Пьяницы. Здесь он снова играет беспримесного негодяя, почти абсолютное зло - убедительно и сильно. Но выглядит это так, словно его герой к миру данного спектакля отношения не имеет.
Логично было бы в качестве эпиграфа к спектаклю Бениамина Коца взять реплику именно из «Гамлета»: «Какие сны в том смертном сне приснятся». Что было бы абсолютно верно, так как пьеса открывается сном польского солдата, а заканчивается тотальным крахом главного героя, который создал иную реальность и сам же ее и разрушил. Режиссер предпринял попытку рассказать историю современного человека, больше не способного к диалогу, отказывающегося верить в Бога, и занимающегося саморазрушением. Актеры с разной долей успеха справились с поставленной режиссерской задачей, самому постановщику не везде удается преодолеть символизм текста, однако тот факт, что молодые люди взялись перенести на сцену сложнейшую драму Витольда Гомбровича заслуживает всяческого уважения и внимания.
Наталия Эфендиева