Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Венчание сей же час, или Возьмите Ивана Кузьмича

Екатерина Омецинская, – Невское время,8 июля 2015

Постановка «Город. Женитьба. Гоголь» Юрия Бутусова в Театре им. Ленсовета утверждает: главная проблема мира – одиночество, которое может настичь мужчин и женщин как поодиночке, так и в браке.


Спектакль неожиданно краток по времени – что там какие-то три часа. Но гоголевское определение жанра как «совершенно невероятное событие в двух действиях» соблюдено с расширением: общемировая полярность «М – Ж» усилена Петербургом как местом действия и возведена в ранг трагедии цитированием классиков – Пушкина, Достоевского, Цветаевой и самого Гоголя.

Последовательность в изложении сюжета отсутствует, да её и быть не может, как и логики, обычно отсутствующей у людей в судьбоносные моменты, к каковым и относится женитьба. Начнётся всё с полутьмы, в которой слева малая армия женихов (Яичница – Сергей Мигицко, Жевакин – Александр Новиков, Анучкин – Евгений Филатов) общается за рюмочкой, а справа в глубоком кресле сидит мятущийся Подколесин (Олег Фёдоров). Женихи да звук дождя – привычные атрибуты Петербурга, которому присущи и городские сумасшедшие, к коим явно относится сваха Фёкла Ивановна (блистательная Галина Субботина), что будет выхвачена лучом софита по центру. Она явно не в себе: то шелестит монотонной скороговоркой что-то про дом на каменном фундаменте, то пытается придать лоск своей ободранной (не из кошки ли?) горжетке, то кормит голубей – символ счастливой любви. Да вот только невидимыми остаются у Бутусова эти покровители счастливых союзов. Любви здесь нет, есть только желание покончить с одиночеством и превышающий это желание страх сделать выбор. Женихам-то выбирать и не приходится. Им предложена только очаровательная Агафья Тихоновна – Анна Ковальчук, которая, являясь героям в разных обличиях (то случайной прохожей-толстухой, соседкой по столику в пышечной, то ряженой для туристов императрицей Екатериной, то манекеном в магазинной витрине), будет смущать их своей «прекрасной ручкой»… 

Женихи тут бредят женскими образами, и за каждым героем стоит своя трагедия, сотканная из гоголевских текстов «Записки сумасшедшего», «Невский проспект», «Ревизор». Но полюса «М – Ж» отчего-то не притягиваются, да и личный сват Подколесина – Кочкарёв (Сергей Перегудов) – никак не являет собой образчик семейного счастья, на который хотелось бы равняться. А явится он из двери, ведущей в черноту сцены, в розовом костюмчике, с приставными комическими ушами, поверх которых надета тирольская шляпа – ни дать ни взять душа компании, счастливчик и заводила… Но уши будут сорваны, под шляпой обнаружится петербургский неврастеник и пропойца. Вместе с Подколесиным они будут «запивать» за дощатым столом-пандусом каждый свои беды, спасти от которых белый свадебный жилет никак не может. В конце первого действия Перегудов на пару с рыжей Евгенией Евстигнеевой, также принимающей на себя в спектакле сразу несколько образов (женщины-то по сути своей многолики!), и вовсе разыграет «горе семейной жизни», в которой за что ни возьмись, что ни обсуди, всё несчастье выйдет и ссора. 

 

Во втором действии звук дождя сменит звук вьюги. Снег явится в вальсовых вихрях резаной бумаги и крахмальном скрипе шагов Подколесина, выражение которого «нога петушья» обернётся диагнозом для бедолаги Жевакина (даже рентгенограмма на экране будет явлена зрителю). Мучающаяся выбором невеста («Жила, жила, а теперь выходи замуж») уже присела рядом с Подколесиным, уже Кочкарёв подвинул её табурет к жениху, провозгласившему «Чтобы сию минуту было венчание!», но тот, как и положено, «стартует» в окно. Дело этим не кончится: условное супружеское ложе разберут на спинки – могильные оградки да панцирную сетку – непосильную ношу для мужчины. Крики «горько» останутся «за кадром», но финал обернётся не трагедией, а неожиданно подаренной надеждой. Ох, лучше бы уж «взяла» она этого Ивана Кузьмича…

Екатерина Омецинская, театральный обозреватель 

Мой амаркорд

10 декабря на Большой сцене состоится творческий вечер н.а.России Семёна СТРУГАЧЁВА «МОЙ АМАРКОРД», посвященный 60-летию актера.

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Обращаем ваше внимание, что в афише ноября произошли изменения! Приносим свои извинения за доставленные неудобства!

Гастроли

С 14 по 16 сентября в рамках федеральной программы Министерства культуры России  «Большие гастроли» спектакли «Я боюсь любви», «Ревизор» и «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» будут показаны в Великом Новгороде на сцене академического театра драмы им.Ф.М.Достоевского.

Открытие сезона

9 сентября спектаклем «Город. Женитьба. Гоголь.» театр открыл 84-й сезон. На традиционном сборе коллектива были объявлены планы на новый сезон.

Подробнее

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Пожалуйста, обратите внимание: вместо назначенной премьеры спектакля «Тартюф» состоятся другие спектакли. Билеты действительны или подлежат возврату в кассу театра. Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Туристическая компания Im Voyager" Телеканал Санкт-Петербург
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр