Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Василий Сенин: «Репетиции «Заповедника» - не зря прожитое время»

Екатерина Лукина,- «PROсцениум», 2009, № 14, август-сентябрь

Театр им. Ленсовета не побоялся летнего «несезонья» и 17 июля открыл сезон премьерой «Заповедника» по одноимённой повести Сергея Довлатова - произведению, ставшему во времена брежневского застоя культовым. Режиссёром, инсценировщиком и сценографом выступил Василий Сенин. «Заповедник» стал уже четвёртой его постановкой в Театре им. Ленсовета посел спектаклей «Снегири», «Мера за меру», и «На всякого мудреца довольно простоты». О том, как складывался «служебный роман» с популярным питерским театром, режиссёр рассказал нашему корреспонденту.

 

- У вас уже четвертая постановка в Ленсовета. Чем вам интересен этот театр?
- Здесь люди, с которыми мне интересно работать.
- Какими были первые впечатления от работы с актерами Ленсовета, от контактов с самим театром?
- Это было достаточно давно. Я начал сотрудничать с этим театром, когда еще был жив Владислав Пази. Это был другой театр, не такой, как сейчас. А впечатления были хорошими, начиная с первой работы (спектакль «Снегири» по Н. Садур - Е.Л.) с актерами сложились удачные творческие взаимоотношения. 
- Что-то изменилось со времени первой постановки? Может быть, театр стал для вас неким домом, куда приятно возвращаться?
- Для меня театр - это, прежде всего, место работы. Я не стремлюсь, чтобы он стал домом. Дом - это дом. Так сложилось, что в Театре Ленсовета вышло четыре моих спектакля. Я не стараюсь анализировать почему. Думаю, что это не только акт моего выбора, но и счастливое стечение очень многих обстоятельств.
- Для театра ваш выбор прозы Довлатова был неожиданным. Как вы пришли к этому материалу?
- Для меня он не был неожиданностью. Это известное произведение, связанное с Питером, с субкультурой этого города, которой, возможно, уже и не существует. Эта постановка про эпоху, про то, что эпоха иногда короче человеческой жизни.
- Насколько постановка «Заповедника» сегодня актуальна?
- Я не занимаюсь актуальным искусством. Для меня слово «актуальный» в отношении искусства звучит немного смешно и оскорбительно.
- Тогда какой отклик вы хотите вызвать своим спектаклем сегодня?
- Сейчас очень сложное время, чтобы ожидать чего-то... Мы живем во всеобщем ощущении неизвестности, в предчувствии, что вот-вот что-то произойдет. Эпоха, которая буквально «наступает на нас бегом». Мы возвращаемся на старый виток, но возвращаемся туда уже измененными. Поэтому я не знаю, честно говоря, какого отклика я от публики ожидаю. В этом произведении затронуты вещи, которые снова становятся актуальными. Настолько актуальными, что даже становится немного страшно о них говорить... В российском современном театре снова возникает политический подтекст, а когда он возникает - это говорит о том, что общество становится менее свободным.
- В одном из своих интервью вы сказали, что ставить спектакли для самого себя вам не интересно. А есть понимание или представление: какой он, ваш зритель?
- Это интервью дано в другой ситуации. Сейчас изменились законы, и театр для самого себя стал просто невозможным. Сегодня нельзя заниматься чистым искусством. И опять таки, возвращаясь к разговору о подтексте... Мы так долго не хотели серьезно размышлять, что жизнь сама нас теперь заставляет это делать. Люди настолько забылись, что очнулись уже в какой-то абсурдной ситуации. А в абсурде всегда возникает некий подтекст. И сейчас он звучит гораздо громогласнее. Это нарастающее крещендо - пугает. В отличие от годов, когда жил Довлатов, сейчас это явление не ограниченно территорией какого-либо государства. Как сказал американский журналист Томас Фридман, мы живем в «плоском мире». Реальные границы между государствами размылись... Я не знаю, какую реакцию вызовет этот спектакль. С одной стороны он смешной, с другой - грустный. Даже если бы я очень захотел повеселить этим материалом, то вряд ли бы смог. Слова и обстоятельства повести Довлатова в современной ситуации не звучат уже смешно и безобидно. «Заповедник» - это история о человеке, который родился и вырос в своей стране, но почему-то не смог реализоваться в ней и принял решение об эмиграции. Создавались условия, в которых претворять в жизнь свои замыслы действительно было невозможно. Эта ситуация продолжается и сейчас: в современном российском обществе проблема реализации стоит очень остро. Я не говорю, что реализоваться совсем невозможно, но потолок очень низкий. Об этой проблеме никто не хочет размышлять: ни журналистика, ни театр... И, разбирая наши современные реалии, мы не уходим далеко от разговора о «Заповеднике».
- Какие у вас чаще всего отношения с автором? Вы идете за ним, пытаясь «вскрыть» его мысль, или вы берете только сюжет, стараясь по-новому интерпретировать? Какие сложились отношения с Довлатовым?
- Я прочитал текст, он откликнулся во мне, родился спектакль. Мои спектакли - это размышления в данную «точку» времени для людей, которые сталкиваются с теми же проблемами, что и я сегодня.
- Многие актеры Ленсовета давно стали медийными лицами. Это мешает в работе? Вообще, это проблема или, наоборот, благо?
- Зритель, действительно, скорее пойдет на известных актеров, чем на мало знакомых. Но, с другой стороны, они, наверное, известны, благодаря тому, что хорошие актеры. Я работаю с ними, прежде всего, потому что это талантливые люди. А известность и слава ещё никого не сделали лучше. Не у каждого человека хватает сил пройти это испытание.
- С какими актерами театра сложился наиболее для вас интересный творческий диалог?
- Кого вы больше любите?! Читать будут именно так (смеётся). Здесь сложно сравнивать. Я не люблю только безразличие. Если бы я сказал, что мне интересно работать с одним или двумя - это была бы катастрофа. Представьте, как можно выпускать спектакль, где 20 человек, а творческий диалог сложился только с несколькими?! Всегда происходит какой-то взаимообмен: актеры берут что-то от меня, я - от них. В результате этого и появляется спектакль.
- В своих постановках вы часто выступаете не только как инсценировщик, режиссер, но и как сценограф.
- Как инсценировщик я выступаю не часто. А как сценограф - да. Мне это интересно! И театр Ленсовета не единственный, который позволяет это делать. Я надеюсь, что театры идут на это не только в целях экономии. Если бы получалось плохо, то я бы не стал этим заниматься. А благодаря этой возможности развиваются еще какие-то способности.
- А музыка, пластика?
- Это пока не умею...
- Но они занимают не последнее место в ваших постановках!
- Мне кажется - наоборот. Я хожу на спектакли своих коллег и думаю, что в моих спектаклях гораздо меньше музыки.
- Вы как-то сказали, что в движении меньше фальши.
- Это было в 2002 году, после спектакля «Фро». Мне всё время припоминают это интервью. Звучало это так: «Движение более внятно, чем слово». И это я цитировал свого педагога Аллу Сигалову, которая на одном уроке сформулировала такую мысль: «В движении невозможно соврать». В этом его интерес и одновременно - «неинтересность». Видимо, речь и возникла у человека, когда появилась потребность во лжи. Тогда я экспериментировал, ставил спектакли на грани драматического балета, избегая большого количества слов. Потом мне стала интересна «ложь».
- Работа над «Заповедником» завершена, какие самые запоминающиеся моменты остались от репетиций? 
- Репетиции - это очень интимный процесс, я не люблю, когда на репетициях присутствуют посторонние. Там варится что-то очень своё, личное... Если говорить, не приоткрывая каких-то завес, мне запомнилось и понравилось, что после долгих слов, эмоций всё же наступал такой момент, когда все четко понимали «эмоциональный пуант», «точку сборки» спектакля. Зачем и почему «Заповедник» нужен сегодня, сейчас. Люди постигали мои мысли какими-то потаёнными уголками души. Это была серьезная работа для театра. А для меня - не зря прожитое время.
Беседу вела Екатерина Лукина

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр