Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Василий Сенин: "Не хочу считать зрителей дебилами"

Анна Кукушкина,- «Известия», 2009, 17 июля

Июль - время случайных гастролей и покрытых пылью афиш. Премьер никто не ожидает. Но в Театре им. Ленсовета решили сыграть и на этом. Сегодня там премьера: абсолютно новый спектакль "Заповедник" по повести Сергея Довлатова. Режиссер-постановщик - Василий Сенин. В Театре им. Ленсовета он сдает уже четвертый спектакль. Вначале были "Снегири" по Садур, затем "Мера за меру" Шекспира, "Мудрец" Островского, нынче - Довлатов. Зачем нужен "Заповедник" и кто его населяет, корреспонденту "Известий" рассказал сам режиссер.
вопрос: "Заповедник" на театральной сцене - затея смелая. Достаточно вспомнить, что герои там ругаются матом... 
ответ: В спектакле мата не будет, я с самого начала так решил, чтобы потом ничего не переделывать. 
в: А как возникла идея постановки? 
о: Мне предложили поработать. Я согласился, сказал: "Хочу ставить "Заповедник". Думал, откажутся, но они согласились. А когда мы начали репетировать, в метро появились плакаты с портретом Довлатова. Я ехал на репетицию и сильно удивился: "Неужели это нас рекламируют?". Оказалось - нет, не нас. Первое, что я там увидел, были слова: "Программа толерантности". Я тогда подумал, что ко мне они отношения не имеют. И к Довлатову - тоже. А потом прочитал главный текст, что-то вроде: "Сочетание воды и камня порождает здесь особую, величественную атмосферу. В подобной обстановке трудно быть лентяем". Возможно, я неверно цитирую, но смысл был такой. Я сразу не поверил, что Довлатов такое написал. И в тот же день выяснилось, что фраза обрезана. На месте точки должна стоять запятая. И продолжение: "...но мне это удавалось". Поэтому от репетиций у меня ощущение сюрреалистическое. Очень странное соединение театра и реальности города. Даже мысли появились: уж не является ли этот выбор для меня пророческим, не случится ли все потом, как у автора и его лирического героя... 
в: Кстати, об авторе и лирическом герое. "Заповедник" многие читали и помнят, насколько важен там "закадровый" текст. Далеко не все смыслы можно передать в диалогах. Какие-то слова "от автора" в спектакле есть? 
о: У нас есть некий персонаж, о которым вы говорите, но это - не Довлатов, это Александр Сергеевич Пушкин. Одна из главных тем, которая меня действительно волнует: человека начинают ценить, когда он умер. Смерть оказывается неким маркером, который подчеркивает все, что он сделал. А дальше его разрывают на тысячу маленьких зверушек. Начинают выдергивать из контекста цитаты. Натурально паразитировать. Это я о роли Пушкина в советской культуре. Об отношении к нему. И к Довлатову тоже. Теперь о лирическом герое: опять же, возвращаясь к Пушкину, вспоминаю, как учительница литературы пыталась нам объяснить, что лирический герой в "Евгении Онегине" и Пушкин - не одно и то же лицо. Мы не понимали. До меня только с годами начало доходить, что это значит - лирический герой. И что с ним обычно происходит, особенно в этой стране. И почему автор выбирает такой способ диалога с читателем, рассказывая о том, что происходило вроде бы с ним самим. Дело в том, что, пытаясь изложить личный опыт, в какой-то момент понимаешь: окружающая реальность - самый настоящий абсурд. И встает вопрос, что вообще такое - правда сегодняшнего дня? Действительно ли наша жизнь сегодня настолько отличается от жизни нас самих несколько лет назад? 
в: Лично для вас эта тема актуальна? 
о: Да, и не только для меня. Потому что очень много людей, которые придут на спектакль, жили в ту - советскую эпоху. Я родился в стране, которой теперь не существует: в 91-м она формально исчезла. Но люди-то остались. И сейчас я, как и все остальные, потерял чувство реальности. И уже не могу ответить, в какой стране живу - в той же самой или какой-то другой. Невозможно сказать, что все осталось по-прежнему. Или бесповоротно изменилось. Впечатление, что все мы подписали некий негласный договор - молчать на эту тему. Делать вид, что все хорошо и светлое будущее не за горами. Но нельзя бесконечно не смывать в сортире и надеяться на дожди. Недавняя история в Пикалево тому пример. А если наша журналистика, наши деятели культуры будут делать вид, что все прекрасно, ситуация перерастет в кровавый бунт. Люди, которые высказываются оппозиционно по отношению к нынешней власти, это не какие-то Че Гевары. Это нормальные, вменяемые граждане этой страны. И если они перестанут высказываться и как-то формулировать это мнение, оно станет неконтролируемой стихией. И эта энергия в какой-то момент выплеснется самым жутким образом. Вот главная тема, о которой надо говорить. И в какой-то степени - об этом спектакль. 
в: Но для многих Довлатов - легкое чтение, этакий анекдот. Вы допускаете, что люди придут на ваш спектакль, чтобы отдохнуть и посмеяться? 
о: Я не хочу считать зрителей дебилами. Да, в спектакле есть смешные места, но это будет другой смех. Не из разряда "развлекалово". 
в: На антрепризу намекаете? 
о: А я не против антрепризы. Только давайте честно признаемся: мы зарабатываем бабло. В городе существует куча спектаклей, которые возникли и живут в системе самоокупаемости. И это нормально. Но когда мне в формате государственного театра начинают говорить, что я должен делать так, а не по-другому, потому что иначе у нас денег не будет, мне становится смешно. Уж очень сомнительный бизнес, напоминает производство мороженого бомжами на паперти. Такие шикарные прибыли, что хочется подойти и копеечку дать, чтоб детей не пугали. Я сейчас не про Театр им. Ленсовета - это ситуация типичная. Когда я начинал, только выпустился из института, мне все говорили, что надо ставить Куни, Саймона и так далее. Я не хотел. И выбрал другой путь, смог доказать, что можно без Куни. Одна внутренняя победа была одержана. Хотя формально считалось, что я делаю некоммерческий продукт. И я никогда не соглашусь с тем, что зритель хочет только веселья. Тут ситуация, как в магазине: когда ничего нет, приходится брать любое. Вот и в театре так же. Человек смотрит на афишу и думает, куда пойти. И он не жирует в этот момент. Выбор происходит по принципу: ну, наверное, не совсем дерьмо. 
в: А билеты весьма недешевые... 
о: Самое интересное, что цена могла бы быть гораздо больше. Если вспомнить те суммы, за которые люди доставали билеты раньше. Причем именно доставали! Согласен, 20 лет назад в театр ходили реже. Но и театр был другой. Все знают: если пообедать в фастфуде, кушать захочется через два часа. А если мы поедим настоящую, качественную еду, потребуется время, чтобы эту пищу переварить. То же самое происходит с театром. Сейчас существует практика: посадить зрителя на быструю, короткую "дозу". И заработать на этом. С финансовой стороны она оправдана, но мне это неинтересно. 
в: И все-таки, какую реакцию зрителей вы ожидаете, ведь у каждого свой "Заповедник"? 
о: Мне абсолютно все равно, насколько мой спектакль будет интересен публике. То есть как художник я дошел до такой степени (уж не знаю чего, наверное, нервного истощения), что реакция зрителей меня не волнует. Для меня важно другое. Чтобы люди начали не просто анализировать спектакль и думать про Александра Сергеевича, что с ним в нашей стране сделали. Чтобы не только судьба Довлатова их занимала. Важно, чтобы они посмотрели с тех же позиций на свою жизнь. Ведь все мы не только заложники и жертвы, мы в какой-то степени части этой самой системы. И где та грань, за которой каждый из нас становится ее шурупчиком, винтиком, а значит, гонителем других? Это глобальный вопрос. И система сама настолько огромная, что заняла весь мир вокруг, из-за этого рассмотреть и увидеть ее всю практически невозможно. Но можно зайти с другой стороны - начать от себя. И попытаться исключить систему из своей жизни. Я не знаю, с помощью чего - веры, порядочности? У каждого свои приоритеты. Но что-то делать все равно надо. 
Анна Кукушкина

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр