Top.Mail.Ru

ВАЛЕРИЙ ГРАДКОВСКИЙ: «ЧЕМ БОЛЬШЕ КРАСОК В ТЕАТРЕ, ТЕМ ОН ИНТЕРЕСНЕЕ»

ВИКТОР БОРЗЕНКО,- «Театрал», 18 ДЕКАБРЯ 2019

На протяжении полутора лет в Театре им. Ленсовета оставалась вакантной должность худрука. Наконец, под занавес прошлого сезона на эту должность назначили одну из ведущих актрис труппы Ларису Луппиан. Подробнее о концепции руководства и поисках нового художественного управления в интервью «Театралу» рассказал директор театра Валерий ГРАДКОВСКИЙ.
 
– Валерий Борисович, еще год назад Театр им. Ленсовета проводил конкурс, искал худрука. Вариантов было множество, но вдруг коллектив объявляет о том, что этот пост займет актриса Лариса Луппиан. Почему такое решение? На что делается ставка?
– Чем больше красок в театре, тем он интереснее. И, безусловно, в последние годы театр сохранял в своем репертуаре и традиционные постановки, и искал какие-то новые способы выражения. В частности, у нас идет хрестоматийный спектакль «Ревизор» и вместе с тем в репертуаре живут спектакли Юрия Николаевича Бутусова.

Я думаю, что государственный театр должен отражать широту творческих направлений и потому, выбрав в качестве худрука актрису, мы делаем ставку на то, что она пригласит к сотрудничеству режиссеров разных формаций и взглядов. А следовательно, в ближайшее время жанровая палитра нашей афиши наполнится новыми красками. У нас есть договоренности о постановках с Евгением Марчелли, с Тимофеем Кулябиным, с Евгением Писаревым…

– Вы приглашали, я знаю, и Константина Богомолова…
– Да, но теперь, когда Константин Юрьевич возглавил Театр на Малой Бронной, он плотно занят, поэтому постановка временно отложена.

– Но все же поясните, пожалуйста. На протяжении многих лет Театр Ленсовета был театром художника: Игорь Владимиров, Владислав Пази, Юрий Бутусов… Теперь, получается, вы открыты всем ветрам?
– Да, нам важен принцип многогранности. Многогранность, постольку поскольку в труппе театра совершенно разные артисты. Значительную часть труппы составляют ученики Игоря Петровича Владимирова. Большую часть труппы составляют ученики Владислава Борисовича Пази и ученики Юрия Николаевича Бутусова, поэтому каждому хочется дать какую-то возможность реализоваться.
Поскольку если это авторский театр (как было при Юрии Николаевиче), то не все артисты были востребованы, ведь у него, как у большого художника, был свой определенный набор исполнителей. У нас ведь очень большая труппа (74 человека). А  работа с разными режиссерами позволит в полной мере использовать потенциал труппы.

– И еще важный нюанс. Почему Лариса Луппиан назначена худруком всего лишь на один год? Это как пробный шар: мол, пойдет – не пойдет?
– Вы знаете, нет. Это совершенно стандартная ситуация, когда учредитель (комитет по культуре Санкт Петербурга) первый контракт заключает на год. Так принято. И при всем желании главы комитета Константина Эдуардовича Сухенко заключить договор на более продолжительный срок, ничего поделать нельзя, поскольку это – установка  руководства города для всех организаций.
Все-таки государственное учреждение находится под определенными ограничениям и правилами. Но я надеюсь, что договор будет пролонгирован.

– В таком случае, какова судьба конкурса, который проводился в театре с целью найти режиссера, достойного занять пост худрука?
– Да, действительно, правительство города предоставило театру право самостоятельно выбрать режиссера, способного возглавить труппу. Художественный совет назвал шесть режиссеров, которые получили право постановки. Но по разным причинам единого отклика коллектива мы не увидели. Поэтому для того, чтобы консолидировать труппу и не ослаблять темп развития театра, мы скорректировали принципы управления. Художественный руководитель представляет интересы труппы, но в то же время у нас сохраняется должность главного режиссера, которую со временем может занять режиссер, способный сплотить вокруг себя наиболее ярких представителей этой профессии как из числа наших штатных сотрудников, так и приглашенных к сотрудничеству из других городов.

– Пока итоги подводить рано, но что, вы считаете, самое главное привнесено новым худруком?
– Мы открыли сезон спектаклем «Пиковая дама», который поставила яркая представительница молодой режиссуры Евгения Сафонова. И впереди у нас тоже работа с молодыми современными режиссерами. Поэтому молодым у нас дорога открыта. Мы также будем проводить режиссерскую лабораторию, будем искать новых режиссеров, открывать новые имена. Мы не возвращаемся к старому, мы просто расширяем палитру своих красок. У нас будут ставить и молодые режиссеры, и режиссеры уже известные.

– Вы не боитесь риска? Петербург – город консервативный.
– Как говорил Владислав Пази, Петербург в театральном смысле очень опасный город, он такой снобистский город. Но театр должен рисковать, театр должен что-то предлагать. Театр должен идти на опережение. Поэтому мы с Ларисой Регинальдовной не боимся экспериментировать и приглашать смелых, амбициозных режиссеров.

– Лариса Регинальдовна не боится, потому что у нее творческий принцип, но  у вас ведь – финансовый, вам же за всё отвечать придется.
– Вы знаете, у нас, в любом случае, это предусмотрено в деятельности тетра. Какие-то работы, которые могут не вызвать широкого отклика зрителя. Но мы всегда оставляем для себя такую возможность и предусматриваем, что в бюджете театра есть некий запас, который может покрывать издержки, которые возникают в связи с какими-то экспериментальными постановками.

– То есть, вы дали худруку карт-бланш?
– Да, Лариса Регинальдовна очень интересный, очень продвинутый, очень современный человек. Я не давал никакого карт-бланша, но она сама чувствует меру и такт.

– У вас очень сильная молодежная труппа. И, понятно, что все жаждут работы. Обращаясь к современной режиссуре, вы хотите удовлетворить и амбиции молодых артистов в том числе?
– Конечно, задача руководителя использовать все ресурсы и наблюдать за тем, как развиваются артисты. И давать им возможность развиваться, давать им тот материал, на котором они могут себя проявить.
 
Начиная со следующего года, у нас очень много планов. Заявлено 7 новых постановок. И это связано с тем, что у нашего театра появился очень серьезный спонсор, для которого важны не только премьеры, но и гастрольная деятельность. Буквально в начале сентября мы приехали из Норвегии, в конце октября участвовали в крупнейшем театральном фестивале в китайском заповеднике Учжень, но главное – у нас большая гастрольная программа по стране. Так что, надеюсь, мы достойно представим и театр, и город.